История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 49 стр.

UptoLike

Рубрика: 

49
любовь, побеждающая все обиды , страх, опасность. Но так получается,
что именно тогда , когда Лир постиг смысл жизни в дружбе, любви ,
милосердии, взаимопомощи, - его настигает страшный удар. Корделия,
живое и прекрасное воплощение всего лучшего , что только может быть в
жизни, погибает. Этого Лир перенести не в силах и умирает. В трагедии
старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к правде
и к людям . Ценой пережитых им страданий Лир из «бедного , голого ,
двуногого животного» превращается в Человека , в своей простой
человечности более великого , чем прежний Лир, облеченный королевским
саном . Пафос приобщения к подлинным нравственным ценностям
оказывается в трагедии важнее мук , которые пришлось претерпеть ее
герою.
Рядом с историей Лира и его дочерей развертывается вторая
сюжетная линия трагедии история Глостера и двух его сыновей . Подобно
Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг все родственные и семейные
связи , совершив еще худшие злодеяния из честолюбия и корысти . Этим
параллелелизмом Шекспир хочет показать, что случай в семье Лира не
единичный, а общий, типичный для «духа времени».
В «Короле Лире» проблематика семейных отношений тесно сплетена
с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах
проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с
бездушием , корыстью и честолюбием .
Трагедия, изображающая два семейных конфликта , оказывается
трагедией целого гибнущего общественного уклада . «Король Лир»
трагическая история всеобщего разлада . Ни в одной из представленных в
трагедии семей нет мира. Рвутся связи в семье Лира: он сам изгоняет дочь,
Гонерилья и Регана предают его ; мало того , обе сестры не любят своих
мужей и каждая надеется соединиться с Эдмундом . Такой же разлад в
семье Глостера. Отец изгоняет одного сына, а его самого предает другой; в
конце трагедии сестра отравляет сестру, брат убивает брата . Правда , в двух
случаях семейное начало возрождается: Корделия приходит на помощь
отцу, Эдгар сопровождает слепого Глостера. Но восстановление семейных
связей оказывается временным : Глостер умирает, Корделию убивают и
Лир не переживает ее. Финал трагедии такой же страшный и кровавый, как
в «Гамлете», - вымирает целый королевский род. Бедствие является
всеобщим: в стране страдают все от короля до бедняка . Всеобщий разлад
происходит не только в земном мире. Содрогается вселенная. Конфликт в
трагедии приобретает космические масштабы.
Шекспир, как и его современники , верил во всеобщую связь вещей.
Земная жизнь в его пьесах всегда , так или иначе, связана с жизнью всей
природы . Недаром , когда Глостер говорит о нарушении всех связей,
начинает он с того , что недавно происходили солнечное и лунное
затмения, в которых он видит предвестие бед на земле.
Когда с Лиром приключается беда и старый король оказывается
изгнанным дочерьми, природа отвечает на это бурей. Всякий разлад в
                                                   49

л юб овь, поб еж да ющ а я вс е – об и ды , с тра х, опа с н ос ть. Н о та к пол уча етс я,
что и м ен н о тог         да , ког    да Ли р пос ти гс м ы с л ж и зн и – в др уж б е, л юб ви ,
м и л ос ерди и , вза и м опом ощ и , - ег          о н а с ти г а ет с тра ш н ы й уда р . Кор дел и я,
ж и вое и пр екр а с н ое вопл ощ ен и е вс ег            о л учш ег    о, что тол ько м ож ет б ы ть в
ж и зн и , пог     и б а ет. Этог    о Ли р перен ес ти н е в с и л а х и ум и ра ет. В тр а г        еди и
с та ры й корол ь ум и ра ет прос ветл ен н ы м и пр он и кш и м с я л юб овью к пр а вде
и к л юдям . Ц ен ой переж и ты х и м с тр а да н и й Ли р и з «б едн ог                       о, гол ог о,
двун ог     ог о ж и вотн ог       о» превра щ а етс я в Ч ел овека , в с воей пр ос той
чел овечн ос ти б ол ее вел и ког            о, чем пр еж н и й Ли р, об л ечен н ы й кор ол евс ки м
с а н ом . Па фос пр и об щ ен и я к подл и н н ы м н ра вс твен н ы м цен н ос тям
ока зы ва етс я в тра г          еди и ва ж н ее м ук, котор ы е пр и ш л ос ь пр етер петь ее
г ер ою.
           Р ядом с и с тори ей Ли ра и ег                 о дочерей ра зверты ва етс я втор а я
с юж етн а я л и н и я тр а г     еди и – и с тори я Гл ос тер а и двух ег        о с ы н овей. Подоб н о
Гон ери л ье и Р ег         а н е, Эдм ун д та кж е отвергвс е р одс твен н ы е и с ем ейн ы е
с вязи , с овер ш и в ещ е худш и е зл одеян и я и з чес тол юб и я и кор ы с ти . Эти м
па р а л л ел ел и зм ом Ш екс пи р хочет пока за ть, что с л уча й в с ем ье Ли р а н е
еди н и чн ы й, а об щ и й, ти пи чн ы й дл я «духа врем ен и ».
           В «Кор ол е Ли р е»проб л ем а ти ка с ем ейн ы х отн ош ен и й тес н о с пл етен а
с пр об л ем а ти кой об щ ес твен н ой и пол и ти чес кой. В эти х трех пл а н а х
проходи т одн а и та ж е тем а с тол кн овен и я чи с той чел овечн ос ти с
б ездуш и ем , коры с тью и чес тол юб и ем .
           Т ра г еди я, и зоб р а ж а ющ а я два с ем ейн ы х кон фл и кта , ока зы ва етс я
тр а г  еди ей цел ог       о г   и б н ущ ег о об щ ес твен н ог     о укл а да . «Корол ь Ли р» –
тр а г  и чес ка я и с тори я вс еоб щ ег       о ра зл а да . Н и в одн ой и з предс та вл ен н ы х в
тр а г  еди и с ем ей н ет м и р а . Р вутс я с вязи в с ем ье Ли р а : он с а м и зг         он яет дочь,
Гон ери л ья и Р ег         а н а преда ют ег     о; м а л о тог   о, об е с ес тр ы н е л юб ят с вои х
м уж ей и ка ж да я н а деетс я с оеди н и тьс я с Эдм ун дом . Т а кой ж е ра зл а д в
с ем ье Гл ос тер а . О тец и зг         он яет одн ог  о с ы н а , а ег о с а м ого преда ет друг    ой; в
кон це тра г      еди и с ес тра отра вл яет с ес тру, б ра т уб и ва ет б ра та . Пра вда , в двух
с л уча ях с ем ейн ое н а ча л о возрож да етс я: Кордел и я при ходи т н а пом ощ ь
отцу, Эдг       а р с опровож да ет с л епог       о Гл ос тер а . Н о вос с та н овл ен и е с ем ейн ы х
с вязей ока зы ва етс я вр ем ен н ы м : Гл ос тер ум и ра ет, Кор дел и ю уб и ва ют и
Ли р н е переж и ва ет ее. Ф и н а л тра г          еди и та кой ж е с тра ш н ы й и кр ова вы й, ка к
в «Га м л ете», - вы м и ра ет цел ы й корол евс ки й р од. Бедс тви е явл яетс я
вс еоб щ и м : в с тра н е с тр а да ют вс е – от корол я до б едн яка . Вс еоб щ и й р а зл а д
прои с ходи т н е тол ько в зем н ом м и р е. С одр ог                а етс я вс ел ен н а я. Кон фл и кт в
тр а г  еди и при об р ета ет кос м и чес ки е м а с ш та б ы .
           Ш екс пи р , ка к и ег       о с овр ем ен н и ки , вери л во вс еоб щ ую с вязь вещ ей.
З ем н а я ж и зн ь в ег       о пьес а х вс ег  да , та к и л и и н а че, с вяза н а с ж и зн ью вс ей
при р оды . Н еда ром , ког             да Гл ос тер г     овор и т о н а руш ен и и вс ех с вязей,
н а чи н а ет он с тог            о, что н еда вн о прои с ходи л и с ол н ечн ое и л ун н ое
за тм ен и я, в которы х он ви ди т предвес ти е б едн а зем л е.
           Ког  да с Ли р ом пр и кл юча етс я б еда и с та р ы й кор ол ь ока зы ва етс я
и зг  н а н н ы м дочерьм и , при рода отвеча ет н а это б ур ей. Вс яки й р а зл а д в