История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения - 47 стр.

UptoLike

Рубрика: 

47
время поединка отравленной рапирой, но сам погибает от того же яда .
Отравленное питье по ошибке выпивает королева . Гамлет убивает Клавдия
и умирает.
Центральное место в трагедии занимает образ Гамлета , в котором
воплощены лучшие черты гуманиста эпохи Возрождения. Гамлет вступает
в непримиримый конфликт с преступным миром Клавдия, где нет места
гуманистическим идеалам , в которые верит герой. В трагедии можно
выделить внешний и внутренний конфликт. Внешний конфликт
заключается в столкновении гуманиста Гамлета с придворным обществом .
Внутренний конфликт это борьба, происходящая в душе самого Гамлета .
Он не сразу приступает к решительным действиям , так как он видит свою
задачу не только в том , чтобы наказать Клавдия, но и изменить мир,
который представляется ему «садом , поросшим сорняками». Гамлет
говорит: «Весь мир тюрьма, с множеством затворов, темниц и
подземелий, причем Дания одна из худших». Гамлет мыслитель и
гуманист, он чувствует себя ответственным за общее благо , он должен
бороться с неправдой всего мира и времени: «Век расшатался; и скверней
всего , Что я рожден восстановить его ! » Однако Гамлет понимает, что ему
одному это не под силу. После долгих и мучительных размышлений
Гамлет все же приходит к мысли о необходимости борьбы со злом и делает
свой выбор . Подобно Дон Кихоту Сервантеса, Гамлет понимает, что он не
может победить, но он также не может и смириться. Гамлет вступает в
борьбу со злом и погибает.
«Король Лир» (1605) В основу трагедии Шекспира «Король Лир»
положена хорошо известная в Англии древняя легенда о короле,
решившем еще при жизни разделить свое государство между
наследниками, и его дочерях. Однако между источником и произведением
драматурга имеется глубокое различие. В трагедии Шекспира описан не
простой случай дочерней неблагодарности . В несчастьях Лира
обнаруживается подлинная сущность окружающей его среды и времени,
когда , по словам Глостера, одного из персонажей пьесы, «любовь
охладевает, дружба гибнет, братья восстают один на другого , в городах и
деревнях раздоры, во дворцах измены, и узы расторгаются между
детьми и родителями». И это не только конфликт между двумя
поколениями, это распад многовековых эпох. Отмирающий мир
феодализма и нарождающийся мир капитализма одинаково противостоят в
этой трагедии правде и человечности .
Главный герой трагедии, король Лир, человек, способный на
сильные и благородные чувства , но в то же время гордый и своевольный
деспот, развращенный преклонением и раболепием окружающих, решает
отказаться от власти , чтобы снять «ярмо забот с дряхлых плеч» и
«предупредить всякий спор», который может возникнуть из-за наследства
после его смерти . Упоенный иллюзией своего всемогущества и своей
человеческой значимости , убежденный, как отмечал великий русский
критик Добролюбов, что «он сам, сам по себе велик, а не по власти ,
                                                  47

врем я поеди н ка отра вл ен н ой ра пи рой, н о с а м пог              и б а ет от тог    о ж е яда .
О тр а вл ен н ое пи тье по ош и б ке вы пи ва ет корол ева . Га м л ет уб и ва ет Кл а вди я
и ум и р а ет.
          Ц ен тр а л ьн ое м ес то в тра г    еди и за н и м а ет об ра з Га м л ета , в котор ом
вопл ощ ен ы л учш и е чер ты г         ум а н и с та эпохи Возрож ден и я. Га м л ет вс тупа ет
в н епр и м и ри м ы й кон фл и кт с пр ес тупн ы м м и ром Кл а вди я, г              де н ет м ес та
г ум а н и с ти чес ки м и деа л а м , в котор ы е вер и т г        ерой. В тра г      еди и м ож н о
вы дел и ть вн еш н и й и вн утрен н и й кон фл и кт. Вн еш н и й кон фл и кт
за кл юча етс я в с тол кн овен и и г      ум а н и с та Га м л ета с при дворн ы м об щ ес твом .
Вн утрен н и й кон фл и кт – это б ор ьб а , пр ои с ходящ а я в душ е с а м ог           о Га м л ета .
О н н е с ра зу пр и с тупа ет к реш и тел ьн ы м дейс тви ям , та к ка к он ви ди т с вою
за да чу н е тол ько в том , чтоб ы н а ка за ть Кл а вди я, н о и и зм ен и ть м и р,
которы й предс та вл яетс я ем у «с а дом , пор ос ш и м с орн яка м и ». Га м л ет
г овори т: «Вес ь м и р – тюр ьм а , с м н ож ес твом за твор ов, тем н и ц и
подзем ел и й, при чем Д а н и я – одн а и з худш и х». Га м л ет – м ы с л и тел ь и
г ум а н и с т, он чувс твует с еб я ответс твен н ы м за об щ ее б л а г            о, он дол ж ен
б ор отьс я с н епр а вдой вс ег       о м и ра и врем ен и : «Век р а с ш а та л с я; и с кверн ей
вс ег  о, Ч то я р ож ден вос с та н ови ть ег       о!» О дн а ко Га м л ет пон и м а ет, что ем у
одн ом у это н е под с и л у. Пос л е дол г               и х и м учи тел ьн ы х ра зм ы ш л ен и й
Га м л ет вс е ж е при ходи т к м ы с л и о н еоб ходи м ос ти б ор ьб ы с о зл ом и дел а ет
с вой вы б ор . Подоб н о Д он Ки хотуС ерва н тес а , Га м л ет пон и м а ет, что он н е
м ож ет поб еди ть, н о он та кж е н е м ож ет и с м и ри тьс я. Га м л ет вс тупа ет в
б ор ьб ус о зл ом и пог      и б а ет.
«Король Л и р» (1605) В ос н ову тра г                      еди и Ш екс пи ра «Кор ол ь Ли р »
пол ож ен а хор ош о и звес тн а я в А н г               л и и др евн яя л ег    ен да о кор ол е,
р еш и вш ем ещ е пр и ж и зн и р а здел и ть с вое г                        ос уда р с тво м еж ду
н а с л едн и ка м и , и ег о дочерях. О дн а ко м еж дуи с точн и ком и пр ои зведен и ем
дра м а тур г   а и м еетс я г  л уб окое р а зл и чи е. В тра г   еди и Ш екс пи ра опи с а н н е
прос той с л уча й дочерн ей н еб л а г                 ода рн ос ти . В н ес ча с тьях Ли р а
об н а р уж и ва етс я подл и н н а я с ущ н ос ть окруж а ющ ей ег         о с реды и вр ем ен и ,
ког   да , по с л ова м Гл ос тер а , одн ог           о и з пер с он а ж ей пьес ы , «л юб овь
охл а дева ет, др уж б а г     и б н ет, б ра тья вос с та ют оди н н а друг      ого, в г  орода х и
деревн ях – р а здоры , во двор ца х – и зм ен ы , и узы ра с торг                   а ютс я м еж ду
детьм и и р оди тел ям и ». И это н е тол ько кон фл и кт м еж ду двум я
покол ен и ям и , это р а с па д м н ог             овековы х эпох. О тм и р а ющ и й м и р
феода л и зм а и н а р ож да ющ и йс я м и р ка пи та л и зм а оди н а ково пр оти вос тоят в
этой тр а г   еди и пра вде и чел овечн ос ти .
          Гл а вн ы й г   ерой тр а г   еди и , корол ь Ли р, чел овек, с пос об н ы й н а
с и л ьн ы е и б л а г  ородн ы е чувс тва , н о в то ж е врем я г       орды й и с воевол ьн ы й
дес пот, ра звра щ ен н ы й пр екл он ен и ем и р а б ол епи ем окруж а ющ и х, реш а ет
отка за тьс я от вл а с ти , чтоб ы с н ять «ярм о за б от с др яхл ы х пл еч» и
«пр едупреди ть вс яки й с пор», котор ы й м ож ет возн и кн уть и з-за н а с л едс тва
пос л е ег    о с м ер ти . Упоен н ы й и л л юзи ей с воег         о вс ем ог  ущ ес тва и с воей
чел овечес кой зн а чи м ос ти , уб еж ден н ы й, ка к отм еча л вел и ки й р ус с ки й
кри ти к Д об рол юб ов, что «он с а м , с а м по с еб е вел и к, а н е по вл а с ти ,