Россия в мировой цивилизации. Петрова И.А - 39 стр.

UptoLike

Рубрика: 

39
что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей). В этих условиях
усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного
князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и
православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет
великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить
создание единого государства.
Православная церковь
также была заинтересована в объединении земель.
Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию,
ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока (после
принятия Ордой ислама как государственной религии) все это заставляло
церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет
способен объединить Русь.
Одним из главных социально-экономических
факторов объединения
явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных
землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения
боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в
условиях политической распыленности (к началу XIV в. в системе
Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств)
все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало
развитие
боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего
военные.
Образованию единого государства способствовало и развитие поместного
землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во
многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя,
«вольные» и слуги «дворские» (отсюда более поздний терминдворяне)
получали землю в качестве условного держания,
т.е. не могли ею свободно
распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в
его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить
новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал
что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей). В этих условиях
усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного
князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и
православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет
великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить
создание единого государства.
    Православная церковь также была заинтересована в объединении земель.
Стремление   сохранить      и   упрочить   единую   церковную   организацию,
ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока (после
принятия Ордой ислама как государственной религии) все это заставляло
церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет
способен объединить Русь.
    Одним из главных социально-экономических факторов объединения
явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных
землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения
боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в
условиях   политической распыленности       (к началу   XIV в. в системе
Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств)
все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие
боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего
военные.
     Образованию единого государства способствовало и развитие поместного
землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во
многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя,
«вольные» и слуги «дворские» (отсюда более поздний термин – дворяне)
получали землю в качестве условного держания, т.е. не могли ею свободно
распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в
его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить
новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал



                                      39