Культурология. Петухов В.Б - 72 стр.

UptoLike

Составители: 

парижских кафе публичную демонстрацию нескольких фильмов, снятых на
сконструированном ими аппарате. Вскоре стало ясно, что кино обладает значительными
преимуществами перед театром, музеем, картинной галереей, концертным залом. Кино
могло достигать самых отдаленных уголков любой страны, а его относительная деше-
визна делала его доступным широким массам. Немое кино не требовало перевода и легко
находило дорогу к зрителям других стран.
С появлением в конце 20-х гг. интеллектуального кино, которое было связано
прежде всего с творчеством Сергея Эйзенштейна (1898–1948), стало очевидно, что
киноэкран обладает не меньшими интеллектуальными возможностями, чем искусство
слова. Дальнейшее развитие киноискусства показало, что перед ним открываются пути,
которых не знает литература. Андрей Тарковский справедливо заметил, что «кино как
инструмент обладает даже большими возможностями, чем проза». Одним из самых
значительных явлений в истории кино и культуры вообще было искусство итальянского
неореализма. Подлинным манифестом нового итальянского кино стал фильм «Рим
открытый город» режиссера Роберто Росселини (1906–1977), сумевшего убедительно
передать дух борьбы, которую вели жители древнего города против гитлеровцев. Первые
послевоенные годы были периодом расцвета неореалистического кино. Впервые с
экрана смотрела на зрителей сама жизнь, повседневная жизнь послевоенной Италии.
Появившиеся в 1954 г. фильмы Федерико Феллини (1920–1993) «Дорога» и
Лучино Висконти (1906–1976) «Чувство» означали отход от неореалистических
принципов. В основе фильма «Дорога» лежат, как писал сам Феллини, проблемы
человечности и морали. Картина проникнута философией одиночества, разобщенности,
отсутствия взаимопонимания между людьми.
В дальнейшем развитии киноискусства трудно выделить какие-либо течения или
направления. Современное киноэто искусство отдельных выдающихся режиссеров,
каждый из которых создает свои шедевры: Микеланджело Антониони, Федерико
Феллини, Лучино Висконти, Анджей Вайда, Ингмар Бергман, Стенли Крамер, Акиро
Курасава, Робер Брессон, Андрей Тарковский.
Взаимопонимание людей различных культур, истоки взаимовлияния и взаимопро-
никновения культурявления, получившие особое развитие именно в XX в. Если до
первой мировой войны авангардистское искусство еще носило национальную окраску и
можно было говорить об итальянском футуризме, испанском и французском кубизме и
немецком экспрессионизме, то после второй мировой войны народы, отличающиеся друг
от друга национальной и расовой принадлежностью, вероисповеданием и социальной
структурой общества, находят единый язык в искусстве. Интеграционные процессы в
культуре не означают, однако, что исчезают различия между культурами, их своеобразие
и самобытность.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Абстракционизм – (абстрактное искусство) – направление в изобразительном
искусстве XX в., сторонники которого отказывались от воспроизведения форм
действительности; их произведение представляют собой сочетание геометрических форм,
пятен и линий.
Авангардизм термин, который объединял различные течения в искусстве XX
века, отошедшие от реалистической традиции. Искусства авангарда элитарно по своей
природе, т. к. не ориентируется на общедоступность и понятность, отказывается от любых
правил, норм и канонов. А всегда стремился в наиболее острой и оригинальной форме
выразить новые эстетические идеи, ему свойственны крайний нигилизм, мистификация,
эпатаж.