Культурология. Петухов В.Б - 70 стр.

UptoLike

Составители: 

принципа отражения реальной действительности. Хронологически первым
модернистским направлением был кубизм. Произведения художников-кубистов были
впервые представлены на выставке в Париже в 1908 г. Кубисты объявили художника
творцом новой действительности. Они отказались от традиционного изображения
перспективы и исходили в своем творчестве из того, что все предметы и явления,
включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур. Кубизм
доказал возможность беспредметной живописи (Жорж Брак, Пабло Пикассо, Пит
Мондриан, Фернан Леже).
Футуризм как направление модернистского искусства появился в Италии в 1909
г. Распространение футуристских манифестов сопровождалось громкими скандалами.
Как и кубисты, футуристы считали, что произведение искусства не должно отражать
действительность. Объектом искусства, по их мнению, должен быть не предметный
мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места,
формы, цвета и тона. В живописи футуристов нет статичных форм. Художники
пытаются изобразить одновременно отдельные фазы движения.
Кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризмсодержали такие художественные
принципы, которые вели к полному отказу от предметного искусства. Почва для
появления абстрактного искусства была подготовлена. В 1910 г. в Мюнхене русский по
происхождению художник В. В. Кандинский (1866–1944) написал первую абстрактную
акварель, в которой не было не только предмета, но даже намека на него. Кандинский
был также первым крупным теоретиком абстрактного искусства.
Почти одновременно идеи абстрактного искусства находят своих приверженцев в
Москве, Париже, Цюрихе, Флоренции и Амстердаме. Расцвет абстрактной живописи
связан с именами таких известных художников, как Кандинский, Марк, Пауль Клее,
Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Франц Купка, Робер Делоне,
Пит Мондриан, Фрэнсис Пикабиа. Однако творческие возможности абстракционизма
далеко не исчерпаны и поныне.
Наиболее адекватно современного человека, одержимого слепой и яростной
жаждой жизни, замученного кошмарами и страхами и не знающего ни милости, ни
надежды, отражает сюрреализм. Сюрреалистическое искусство основывается на отказе
от разума и традиционной логики, на вере в высшую реальность (франц. surreahsme –
«сверхреальность») некоторых форм ассоциаций, на всемогуществе грез и снов, на
свободной игре мысли. В картинах Сальватора ДалиПылающий жираф») и Макса
Эрнста, Ива Танги и Поля Дельво перед зрителем предстает искаженный фантастический
мир кошмарных снов, безумных видений и галлюцинаций. Воздействие большинства
сюрреалистических картин основано на контрасте между традиционной
натуралистической манерой письма и противоестественными комбинациями и
искажениями изображаемых предметов. Сюрреалисты рассматривают художественное
творчество как своего рода убежище для личности, испытывающей отвращение к
действительности. Картины сюрреалистов представляют собой воплощение абсурдности
и трагизма нашего века. Современное искусство поражает многообразием различных
школ и направлений. В этой гуще школ и течений трудно выделить какие-то характерные
черты или доминирующий стиль. Для этого необходима дистанция во времени.
Особая роль в современном искусстве, да и во всей культуре XX в. принадлежит
архитектуре. Во времена всеобщего смятения и хаоса, острых кризисов и потрясений
архитектура говорит на редкость ясным и понятным языком. В 1923 г. немецкий
архитектор Вальтер Гропиус (1883–1969) сформулировал свой девиз: «Искусство и
техникановое единство». Смысл этого девиза заключался в следующем: если
искусство не хочет погибнуть, оно не может оставить без внимания тот факт, что
машинный способ производства основательным образом изменил отношение человека к
окружающему его миру. Этот девиз стал главным принципом «Баухауза» – высшей
художественно-промышленной школы, созданной Гропиусом в 1924 г. Новое учебное