Культурология. Петухов В.Б - 75 стр.

UptoLike

Составители: 

Технократизмнаправление в общественно-политической мысли и социально-
психологическая установка, которая исходит из предпосылки, что общество регулируется
принципами технико-организационной рациональности.
Тоталитаризмполитический режим, при котором вся власть сосредоточена в
руках определенной группы людей, осуществляющей полный контроль над всеми
сферами жизни общества при фактической ликвидации конституционных прав и свобод,
опирающийся на репрессии и в отношении оппозиции и инакомыслиящих.
Фовизм художественное направление, основные особенности которого
заключались в ярком колорите, использовании пронзительно чистых и резко контрастных
цветов, чувствительной выразительности произведений, открывающих фантастический,
полный радости мир красок и ощущений (Матисс, Вламинк, Дерен).
Фрейдизм учение австрийского психиатра З. Фрейда, сводящее поведение людей
и общественную жизнь к формам проявления бессознательного в человеке. Глубинный
слой человеческой психики по мысли Фрейда функционирует на основе природных
инстинктов, «первичных влечений». Весь процесс развития культуры, с точки зрения
Фрейдаэто способ обуздания человеческой агрессивности и деструктивности,
связанный с действиями природных инстинктов.
Футуризмодно из направлений авангарда, основанное в Италии Ф.
Маринетти
. Футуристы стремились полностью освободится от бремени прошлого. Они
были увлечены машинной технологией, новыми средствами и передвижение и связи. Для
предания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и
резкие контуры. Отличительной чертой их творчества было стремление передать
движение и скорость (Балла; Боччони; Карра; Северини).
Хепенинг представления для публики, включающее в
себя элементы
изобразительного искусства, театральной постановки и танца, часто предполагающее
взаимодействие с аудиторией.
Экзистенциализмфилософия существования, направление в современной
философии, культурологи; постигая себя, как экзистенцию, человек обретает свободу,
которая есть выбор самого себя.
Экспрессионизм художники-экспрессионисты стремились запечатлеть
внутренние движения души, а не явление внешнего мира. Их живописи свойственны
страстность
, напряженность, трагическое мироощущение и глубокий личностный подход.
Пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов и нервный мазок
наполняют полотна экспрессионистов трепещущей жизненной энергией (Бекман, Мунк,
Нольде, Руо).
План семинара
1. Наука и техника как важнейший элемент социокультурного развития мира в ХХ в.
2. Своеобразие искусства модернизма в Европе. Русский авангард.
3. Феномен советской культуры. Реализм и социалистический реализм в литературе и
искусстве советского периода.
4. Кино в зеркале массовой и элитарной культуры ХХ в.
Контрольные вопросы
1. Назовите
основные тенденции развития культуры ХХ в.
2. Каково влияние НТР на развитие культуры?
3. Что такое урбанизация?
4. Какие новые направления в науке появились в ХХ в.?
5. Какова роль и значение научно-технической интеллигенции на современном этапе?
6. Каковы экологические последствия НТР?