Практикум по психологии мышления. Пилипенко А.В. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Задача №16. Прочитайте отрывки из работ Л. Леви-Брюля, А. Эйн-
штейна, А. Бергсона и попробуйте ответить на вопрос: что, в конечном счете,
познает человек с помощью мышления - сам мир или выстроенную
человечеством «картину мира»? Можно ли однозначно ответить на вопрос о
познаваемости мира?
1. У нас существует постоянное ощущение интеллектуальной уверенности,
столь прочной, что, кажется, ничто не в состоянии ее поколебать. Ибо даже
если предположить, что мы внезапно наткнулись на какое-нибудь
совершенно таинственное явление, причины которого совершенно
ускользают от нас, то мы все же совершенно убеждены в том, что наше
неведение является временным, что такие причины у данного явления
существуют, что раньше или позже они будут вскрыты. Таким образом,
природа, среди которой мы живем, является для нас, так сказать, уже заранее
«интеллектуализированной», умопостигаемой: она вся - порядок и разум, как
и тот ум, который ее мыслит и среди которой он движется. Наша
повседневная деятельность вплоть до самых незначительных своих деталей
предполагает полную и спокойную веру в неизменность законов природы.
(Л. Леви-Брюль)
2. Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся, с
одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон че-
ловеческого опыта, а с другой - выразить его в простых и лаконичных
формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть - в силу
примитивности нашего научного знания - лишь делом веры. Не обладая
такой верой, я не мог бы иметь непоколебимо твердого убеждения в са-
мостоятельной ценности знания, (А, Эйнштейн)
3. В общем, когда один и тот же объект предстает в одном аспекте как
простой, а в другом как бесконечно сложный, эти два аспекта не рав-
нозначны или, точнее, не обладают реальностью в одной и той же мере. В
подобных случаях простота присуща самому объекту, а бесконечная слож-
ность - точкам зрения, с которых объект открывается нам, когда мы,
например, обходим вокруг него, символам, в которых наши чувства или
разум представляют нам объект, или, более общо, элементам различного
порядка, с помощью которых мы пытаемся искусственно имитировать
объект, но с которыми он остается несоизмеримым, будучи другой природы,
чем они. Гениальный художник изобразил на холсте некую фигуру. Мы
можем имитировать его картину многоцветными кусочками мозаики.
Контуры и оттенки красок модели мы передадим тем точнее, чем меньше
наши кусочки по размеру, чем их больше и чем больше градаций по цвету.
Но нам понадобилось бы бесконечно много бесконечно малых элементов с
бесконечно тонкой градацией цвета, чтобы получить точный эквивалент
фигуры, которую художник мыслил как простую, которую он хотел передать
как нечто целое на холсте... (А. Бергсон)
      Задача №16. Прочитайте отрывки из работ Л. Леви-Брюля, А. Эйн-
штейна, А. Бергсона и попробуйте ответить на вопрос: что, в конечном счете,
познает человек с помощью мышления - сам мир или выстроенную
человечеством «картину мира»? Можно ли однозначно ответить на вопрос о
познаваемости мира?
1. У нас существует постоянное ощущение интеллектуальной уверенности,
столь прочной, что, кажется, ничто не в состоянии ее поколебать. Ибо даже
если предположить, что мы внезапно наткнулись на какое-нибудь
совершенно таинственное явление, причины которого совершенно
ускользают от нас, то мы все же совершенно убеждены в том, что наше
неведение является временным, что такие причины у данного явления
существуют, что раньше или позже они будут вскрыты. Таким образом,
природа, среди которой мы живем, является для нас, так сказать, уже заранее
«интеллектуализированной», умопостигаемой: она вся - порядок и разум, как
и тот ум, который ее мыслит и среди которой он движется. Наша
повседневная деятельность вплоть до самых незначительных своих деталей
предполагает полную и спокойную веру в неизменность законов природы.
(Л. Леви-Брюль)
2. Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся, с
одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон че-
ловеческого опыта, а с другой - выразить его в простых и лаконичных
формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть - в силу
примитивности нашего научного знания - лишь делом веры. Не обладая
такой верой, я не мог бы иметь непоколебимо твердого убеждения в са-
мостоятельной ценности знания, (А, Эйнштейн)
3. В общем, когда один и тот же объект предстает в одном аспекте как
простой, а в другом — как бесконечно сложный, эти два аспекта не рав-
нозначны или, точнее, не обладают реальностью в одной и той же мере. В
подобных случаях простота присуща самому объекту, а бесконечная слож-
ность - точкам зрения, с которых объект открывается нам, когда мы,
например, обходим вокруг него, символам, в которых наши чувства или
разум представляют нам объект, или, более общо, элементам различного
порядка, с помощью которых мы пытаемся искусственно имитировать
объект, но с которыми он остается несоизмеримым, будучи другой природы,
чем они. Гениальный художник изобразил на холсте некую фигуру. Мы
можем имитировать его картину многоцветными кусочками мозаики.
Контуры и оттенки красок модели мы передадим тем точнее, чем меньше
наши кусочки по размеру, чем их больше и чем больше градаций по цвету.
Но нам понадобилось бы бесконечно много бесконечно малых элементов с
бесконечно тонкой градацией цвета, чтобы получить точный эквивалент
фигуры, которую художник мыслил как простую, которую он хотел передать
как нечто целое на холсте... (А. Бергсон)