Человек и природа: философия взаимоотношений в эпоху технологической революции. Полещук Л.Г. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
системам, характеризующимся хаотическим аттрактором. Конечно, мы
можем попытаться «видеть дальше», продлить время, в течение
которого мы сможем предсказать траекторию, увеличив точность ее
определения и уменьшив тем самым класс систем, которые мы
рассматриваем как «те же самые». Но цена, которую придется за это
заплатить, быстро станет неисчислимой» [6, с. 15].
В контексте данных размышлений напомним мнение философов,
в частности, Аристотеля, который не разделяет непреодолимой чертой
живую и неживую материю. Так, живые организмы контролируют
состав атмосферы: поглощают или выделяют кислород, углекислый газ
и другие газы. Или, например, состав морской воды во многом
определяется активностью морских организмов. В современной науке
под биосферой понимается «совокупность всех живых организмов
вместе со средой обитания, в которую входят: вода, нижняя часть
атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная
микроорганизмами» [7, с. 281]. Таким образом, выделяются два
главных компонента биосферыживые организмы и среда их обитания,
которые непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в
тесном органическом единстве, образуя целостную динамическую
систему. Вместе с тем, отвечая на один из «вечных вопросов» о том, как
устроен мир, пытаясь понять его, было бы слишком упрощенно
представлять Вселенную в виде матрешки: меньшее существует внутри
большего, а в их устройстве проявляются одни и те же правила.
Реальная природа сложна и многообразна. Переход от одних масштабов
к другим велик и сопровождается качественными изменениями.
Поэтому, несмотря на ограниченность наших знаний о Мегамире, есть
«основания утверждать, что с переходом к космическим масштабам нам
нередко приходится встречаться с чем-то принципиально новым,
неведомым в земной человеческой практике» [7, с. 172].
Сегодня особую актуальность приобретают идеи древнего
космизма, когда Земля воспринималась не просто как целое, как часть
Космоса, находящаяся во взаимодействии с единым целым
космического пространства, но как живое существо. Более того, сам
Космос представлялся не как некое вместилище, пространство, но
разумное существо. Космизм своеобразная направленность
мышления, умонастроение, в атмосфере которого формируются новые
подходы к выработке концепции мироздания об органическом единстве
всего мира, Космоса, позволяет увидеть, понять, глубоко почувствовать
некорректность человеческой стратегии ставить себе на службу
природные силы космического порядка.