История материальной и духовной культуры Древней Руси (X - XIII веков). Поляков А.Н. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

летописи. Составлялся на основе более ранних сводов – 40-х г. XI в. и 60-70-х
гг. XI в.
Патерики сборники коротких рассказов о монахах и мирских людях,
прославившихся своим благочестием или аскетизмом, или, напротив, о
грешниках, наказанных богом за совершенные преступления.
«Повесть временных лет» - самый ранний летописный свод,
дошедший до нас полностью. Составлен монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором в 1113 году на основе «Начального свода». Вводит историю Руси в
русло всемирной истории.
«Физиолог» - литературный памятник естественного характера,
рассказывающий по преимуществу о живых существах как о действительно
существующих (льве, орле, ките, слоне и др.), так и о фантастических (фениксе,
сиренах). Каждый рассказ сообщал о свойствах существа или предмета, а
затем давал символические истолкования этим свойствам. Списки «Физиолога»
известны лишь с XV в., однако предполагается, что памятник был переведен
уже в Киевской Руси.
Хождения произведения древнерусской литературы, в которой
описывались путешествия в Палестину, на Восток или в Византию.
Древнейшим из памятников этого жанра является «Хождение» игумена
Даниила начала XIIв.
«Шестоднев» - произведения, комментирующие краткий библейский
рассказ о сотворении богом неба, звезд, светил, земли и живых существ,
растений и человека в течение шести дней (отсюда и название книги -
«Шестоднев»). Комментарий представлял собой свод знаний о живой и
неживой природе.
Тема X. Древнерусское зодчество
Алтарь - (от лат. «Altus» - высокий) - возвышенное место в храме, на
котором при богослужении совершаются жертвоприношения. От средней части
храма отделен иконостасом.
Апсида полукруглый выступ в восточной части церкви, в котором
расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых
расположены жертвенник и дьяконник.
Аркада ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
Аркатура, вариант: аркатурный пояс - внешние декоративные
украшения церкви в виде ряда глухих арочек.
Закомара полукруглое завершение членения фасада, отвечающее
конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.
Кокошник то же, что закомара, но не отвечающая конструкции и
имеющая чисто декоративный характер, напоминает женский головной
убор с таким же названием.
Крестовокупольная система система перекрытия церкви, при
которой в центре находится купол, опирающийся с помощью парусов на
29
летописи. Составлялся на основе более ранних сводов – 40-х г. XI в. и 60-70-х
гг. XI в.
        Патерики – сборники коротких рассказов о монахах и мирских людях,
прославившихся своим благочестием или аскетизмом, или, напротив, о
грешниках, наказанных богом за совершенные преступления.
        «Повесть временных лет» - самый ранний летописный свод,
дошедший до нас полностью. Составлен монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором в 1113 году на основе «Начального свода». Вводит историю Руси в
русло всемирной истории.
        «Физиолог» - литературный памятник естественного характера,
рассказывающий по преимуществу о живых существах как о действительно
существующих (льве, орле, ките, слоне и др.), так и о фантастических (фениксе,
сиренах). Каждый рассказ сообщал о свойствах существа или предмета, а
затем давал символические истолкования этим свойствам. Списки «Физиолога»
известны лишь с XV в., однако предполагается, что памятник был переведен
уже в Киевской Руси.
        Хождения – произведения древнерусской литературы, в которой
описывались путешествия в Палестину, на Восток или в Византию.
Древнейшим из памятников этого жанра является «Хождение» игумена
Даниила начала XIIв.
        «Шестоднев» - произведения, комментирующие краткий библейский
рассказ о сотворении богом неба, звезд, светил, земли и живых существ,
растений и человека в течение шести дней (отсюда и название книги -
«Шестоднев»). Комментарий представлял собой свод знаний о живой и
неживой природе.

                   Тема X. Древнерусское зодчество

       Алтарь - (от лат. «Altus» - высокий) - возвышенное место в храме, на
котором при богослужении совершаются жертвоприношения. От средней части
храма отделен иконостасом.
       Апсида – полукруглый выступ в восточной части церкви, в котором
расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых
расположены жертвенник и дьяконник.
       Аркада – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.
       Аркатура, вариант: аркатурный пояс - внешние декоративные
украшения церкви в виде ряда глухих арочек.
       Закомара – полукруглое завершение членения фасада, отвечающее
конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.
       Кокошник – то же, что закомара, но не отвечающая конструкции и
имеющая чисто декоративный характер, напоминает женский головной
убор с таким же названием.
       Крестовокупольная система – система перекрытия церкви, при
которой в центре находится купол, опирающийся с помощью парусов на
                                                                            29