Русская женская проза рубежа веков. Попова И.М - 14 стр.

UptoLike

Детям хотелось побывать в комнате дяди Паши, они надеялись увидеть там необычайные богатства.
Комната сравнивается с пещерой Алладина: она действительно поразила детей богатым убранством.
Дядя Паша раскрылся с новой стороны: оказывается, он умел замечательно играть на рояле. Дети были заворожены его
игрой. В дяде Паше они увидели ангела.
7. «Волшебный фонарь» – так Татьяна Толстая говорит о детстве, потому что все в это время кажется необычным,
волшебным.
Дети «проникали взакоулки взрослого ателье», то есть взрослели.
«Уйти на дно» – означает здесь «остаться в прошлом», «остаться в памяти».
Писательница имеет в виду прежде всего осень жизнистарость. Татьяна Толстая рассказывает о дяде Паше как об
очень дорогом ей человеке: с чувством грусти, горечи, но тепло и нежно.
«Лязг железных заслонок», «перетирается цепь» – все ближе конец земного пути, приближается смерть.
Вещи в комнате дяди Паши больше не пленяют, кажутся ветошью и рухлядью. «Жизнь глупо шутит» – все, на что ты
когда-то смотрел с восхищением как на сокровища, и именно таким это оставалось в памяти долгие годы, оказывается те-
перь старым, жалким. Вещи стареют вместе с людьми, и все превращается в пыль, прах, тлен. Все уходит, все проходит, и
это всежизнь.
После смерти дяди Паши для Маргариты сад стал «сквозным» и «простуженным» – чужим, холодным. Жизнь Маргари-
ты обессмыслилась.
Желтого пса завели соседи для охраны дачи после злополучной истории с яйцом. После появления Маргариты дядя
Паша избавился от желтого пса. В час смерти желтый пес прикрыл дяде Паше глаза. Желтый пес в рассказе становится оли-
цетворением смерти.
Время, отпущенное для дяди Паши, закончилось, его часы жизни остановились навсегда.
Завершая разговор
Этот рассказ о прекрасном времени детства, о познании мира во всей сложности, о людях, которые чем-то поразили,
которые остались в памяти.
Писательнице очень дороги воспоминания о дяде Паше.
Настроение рассказа, манера повествования меняется в зависимости от содержания: от легкого и беззаботно-веселого в
начале до ироничного при описании истории с яйцом; от восторженного в момент пребывания в комнате дяди Паши до пе-
чально-трогательного и горько-грустного, когда рассказывается о последней встрече с дядей Пашей и о его смерти.
Детствосамая яркая, самая запоминающаяся пора жизни, и от того, что мы вынесем из детства: какие впечатления,
ощущения, от того, какие люди нам встретятся, зависит во многом наша жизнь.
Комментарии
Алладиндух, герой восточных сказок.
Богдадскийот Богдадгород на востоке.
Лунная сонатаназвание музыкального произведения Л. Бетховена.
Халифна востоке правитель, султан.
«Соня»
В глубине строки: прочитайте текст и выполните задания.
1. Жил человеки нет его. Только имя осталосьСоня. «Помните, Соня говорила…» «Платье, похожее как у Сони…»
Потом умерли и те, кто так говорил, и только след голоса, бестелесного, как бы исходящего из черной пасти телефонной
трубки. Но хотелось бы поподробнее узнать про Соню.
***
? Как вы думаете, знаком ли автор текста с Соней лично?
? Много ли людей помнят Соню?
? Почему автор воспоминания о Соне сравнивает со «следом голоса, бестелесного»? Что, по вашему мнению, значит
словосочетание «след голоса», ведь голосэто звук, а где звук может оставить след?
? Почему голос «бестелесный»; жив ли человек, которому принадлежит этот голос?
2. Ясно одноСоня была дура. Это ее качество никто никогда не оспаривал, да теперь уж и некому. Приглашенная в
первый раз на обед, – в далеком, тридцатом году, – истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного столаДостоин-
ство всех английских королев, вместе взятых, заморозило Сонины лошадиные черты.
А вы, Соня, – сказали ей, – а вы, Соня, что же не кушаете?
Перцу дожидаюсь, – строго отвечала она ледяной верхней губой.
***
? О ком здесь говорится?
? Найдите слово, которым автор называет свою героиню. Что оно означает в данном контексте?
? О каком качестве Сони идет речь?