ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Как сад был бесконечным, цветущим, ярким, наполненным своей жизнью, так и детство – это самый яркий, насыщен-
ный событиями, впечатлениями период жизни, это открытие мира. Жизнь тоже кажется бесконечной.
Дети всегда проявляют любопытство к тому, что неизвестно, непознанно, кроме того, запретно, даже считается непри-
личным (не случайно писательница вспоминает это слово).
«Раз в сто лет» – очень редко, «через сто лет» – через много-много лет.
«Мясной и красный» человек, «красное мясо» – это все нечто кровавое, неприятное, пугающее, отталкивающее.
Еда дает жизнь, нет уважения к еде у тех, кто не знает, что такое голод.
Суффиксы -ик-, -чик-, -ечк- добавляют словам уменьшительно-ласкательное значение. Детям было очень жалко воро-
бья. Они впервые столкнулись с ужасом смерти, они похоронили воробья так, как хоронят человека.
Будучи свидетелями смерти птиц, дети были уверены в том, что они не умрут никогда, это невозможно представить, и
этого не может быть.
2. Беспечные дачи – потому что о них никто не «печется», не заботится.
Пятая дача была не такая, как остальные. Окруженная с одной стороны деревьями, дающими мрак и сырость (и именно
эту сторону прежде всего видели дачники), с другой – цветником, она отличалась своей, особенной жизнью. Не случаен по-
тому подбор лексики: дом выбивался, выбегал, останавливался; светлея, умножая, истончаясь, смеясь; «окружение» дачи:
навес кленов и лиственниц, окна, веранды, настурции, сирень, ель, клубнично-георгиновый спуск, воздух, солнце, коробки,
розетки цветов – сначала дом кажется темным и одиноким, потом постепенно краски светлеют, и дача предстает светлой,
цветистой, праздничной.
Этой своей непохожестью на другие дачи дом и привлекал детей, эта дача – иной мир: закрытый, загадочный, отли-
чающийся красотой и богатством.
Детьми движило любопытство.
Вероника Викентьевна своей пышной красотой, величием напоминала детям царицу, которая, к тому же, имеет власть
над всей окружающей ее красотой, над всем ее необычным хозяйством и над своим мужем – дядей Пашей.
Когда дети увидели кровь на руках Вероники Викентьевны после того, как она зарезала теленочка, они испытали шок,
ужас. Эта женщина, как и подобает царице, может быть не просто грозной, но и страшной: она распоряжается жизнями, она
забирает жизни. Выражение «холодный смрад» здесь передает состояние детей – оцепенение, холодная дрожь, потому что
забирать чью-то жизнь – это противоестественно, с этим нельзя примириться, это невозможно понять и принять. Здесь
смерть противостоит жизни, она оказывается сильнее. После этого дети видят в Веронике Викентьевне страшную женщину.
Дядя Паша казался маленьким и робким, потому что он всецело находился во власти своей жены. «Затюканный», то
есть измученный, уставший. Ему было только пятьдесят лет, но он казался детям стариком не только потому, что детского
восприятия пятьдесят лет – это необычайно много, но и, вероятно, из-за того, что в нем уже не было жизненного огня. День
его проходил однообразно: в прокуренный полутемный полуподвал он спешил каждое утро на работу, а вечером он торо-
пился домой. Слова Сад, Рай, Дом написаны с большой буквы, так как для дяди Паши это место было самым дорогим в его
жизни, оно наполняло смыслом его жизнь. Здесь его ждала жена. В подобной орфографии присутствует еще и авторское от-
ношение к дорогим сердцу воспоминаниям о времени детства.
3. Писательница, конечно же, не обвиняет маму, вся ее «вина» в том, что она «нарушила» условие и не сварила сразу
купленное у Вероники Викентьевны яйцо, а подарила его. «Легкомысленность» ее и в том, что она не могла предвидеть по-
следствия, которые вызовет ее поступок. Ее действия выглядят как «подлость» и «преступления» с точки зрения Вероники
Викентьевны.
Соседи не только перестали продавать продукты, но и усилили охрану своего дачного участка. «В стратегически важ-
ных пунктах» – то есть там, где, по мнению соседей, возможно «проникновение» чужих на их территорию. Татьяна Толстая
прибегает к военной лексике не случайно: со стороны это напоминало оборону военного объекта.
Дядя Паша виновато улыбался, так как ему было неудобно, неловко, может быть, даже стыдно за все перед дачниками,
но он не мог перечить жене, он подчинялся ей во всем.
Ирония проявляется при описании всей этой истории, начавшейся с купленного у Вероники Викентьевны яйца: это и ис-
пользуемая лексика, и воображаемые писательницей попытки родителей попасть на дачу соседей – по прошествии лет все, что
произошло тогда, автору рассказа кажется смешным и нелепым.
4. После смерти Вероники Викентьевны дядя Паша некоторое время чувствовал себя потерянным, потом привез сестру
жены, Маргариту, которую любил в молодости. Если сначала он бродил «без мыслей» по дому, то потом не просто вернулся
к жизни, в его жизнь опять пришла любовь. О силе этого чувства, которое было взаимным, говорят поэтические строки, ко-
торые и вспоминает писательница.
5. Зимой «забыли Веронику», то есть все неприятности, случившиеся летом на даче, потому что была «зима, зима, зи-
ма» – зима была долгой, дети болели, в городе было наводнение – многое пришлось пережить.
Проявления зимы автор приписывает дворникам. Почему? Вероятно, потому, что во время болезни дети большую часть
времени проводили дома, смотрели в окно на улицу и часто видели дворников, у которых зимой особенно много работы.
«Толченые брильянты» – маленькие кусочки льда, «серебряные хвосты жар-птиц» – морозные узоры на окнах.
Выделим корни в слове «худосочный»: -худ-, -соч- – «худой, плохой сок», «худосочные сугробы» – тающий снег. «Ду-
шистая черная каша» – так писательница называет землю, запах которой ни с чем не сравним и особенно ощутим при таянии
снега, когда еще спящая природа все же чувствует скорое пробуждение. Освобождавшийся из-под снега город тоже, каза-
лось, пробуждался, преображался и наполнялся звуками – потому он стоял «розовый, каменный, гулкий».
6. Лето «из-за далекого горизонта» «бежало, смеясь и шумя» – детям самим хотелось смеяться и шуметь, наблюдать за
муравьями и любоваться ромашками. Лето «размахивало пестрым флагом» – восхищало обилием разноцветных красок.
Дядя Паша не охранял дачу от посторонних, наоборот, стал открытым и гостеприимным: зазывал в гости детей, угощал
их вареньем, пустил в мансарду дачников.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »