ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
***
? Как перенес смерть Вероники Викентьевны дядя Паша? Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие его
состояние сначала и потом. Как вы их понимаете?
? Русскому читателю хорошо знакомы поэтические строки, которые вспоминает Татьяна Толстая. Следующая строка
звучит так: «О, как на склоне наших лет Сильней мы любим…». Подумайте, зачем писательница вводит их в текст?
5. А мы ничего и не заметили, а мы забыли Веронику, а у нас была зима, зима, зима, свинка и корь, наводнение и боро-
давки, и горящая мандаринами елка, и мне сшили шубу, а тетка во дворе потрогала и сказала: «Мутон!»
Зимой дворники наклеивали на черное небо золотые звезды, посыпали толчеными брильянтами проходные дворы Петро-
градской стороны и, взбираясь по воздушным морозным лестницам к окнам, готовили на утро сюрпризы: тоненькими кисточ-
ками рисовали серебряные хвосты жар-птиц.
А когда зима всем надоедала, они вывозили ее на грузовиках за город, пропихивали худосочные сугробы в зарешечен-
ные подземелья и размахивали по скверам душистую черную кашу с зародышами желтых цветочков. И несколько дней го-
род стоял розовый, каменный и гулкий.
***
? Как прошла зима? Что произошло с детьми?
? Обратите внимание, как Татьяна Толстая описывает зиму, и объясните, что такое «толченые брильянты», «серебря-
ные хвосты жар-птиц».
? Как писательница говорит о периодах зимней оттепели? Попытайтесь объяснить значение выражения «худосочные
сугробы». Что автор называет «душистой черной кашей»?
? Почему город стоял «розовый, каменный, гулкий»? Подберите синонимы к слову гулкий. А как вы воспринимаете
приход весны?
6. А оттуда, из-за далекого горизонта, уже бежало, смеясь и шумя, размахивая пестрым флагом, зеленое лето с муравь-
ями и ромашками.
Дядя Паша убрал желтого пса – положил в сундук и посыпал нафталином; пустил в мансарду дачников – чужую черня-
вую бабушку и толстую внучку; зазывал в гости детей и угощал вареньем.
Витые ложечки, витые ножечки у вазочек. Вишневое варенье. В оранжевой тени абажура смеется легкомысленная
Маргарита. Да допивай ты скорее! Дядя Паша уже знает, ждет, распахнул заветную дверь в пещеру Алладина. О комната! О
детские сны! О дядя Паша – царь Соломон! Рог изобилия держишь ты в могучих руках! Караван верблюдов призрачными
шагами прошествовал через твой дом и растерял в летних сумерках свою багдадскую поклажу! Водопад бархата, страусовые
перья кружев, ливень фарфора, золотые столбы рам, драгоценные столики на гнутых ножках, закрытые стеклянные колонны
горок, где нежные желтые бокалы обвил черный виноград, где мерцают непроглядной тьмой негры в золотых юбках, где
изогнулось что-то прозрачное, серебряное… Смотри, драгоценные часы с ненашими цифрами и змеиными стрелками! А эти
– с незабудками! Ах, но вон те, вон те, смотри же! Над циферблатом – стеклянная комнатка, а в ней, за золотым столиком –
золотой Кавалер в кафтане, с золотым бутербродом в руке. А рядом золотая Дама с кубком – часы бьют, и она бьет кубком
по столику – шесть, семь, восемь… Сирень завидует, вглядываясь через стекло, дядя Паша садится к роялю и играет Лунную
сонату. Кто ты, дядя Паша?..
Играй, играй, дядя Паша! Халиф на час, заколдованный принц, звездный юноша, кто дал тебе эту власть над нами, за-
вороженными, кто подарил тебе эти белые крылья за спиной, кто вознес твою серебряную голову для вечерних небес, увен-
чал розами, осенил горним светом, овеял лунным ветром?..
…Ну все. Пошли давай. Неудобно сказать дяде Паше простецкое слово «спасибо». Надо бы витиеватее: «Благодарю
вас». – «Не стоит благодарности».
***
? Словами из текста докажите, что дети ожидали наступления лета. Почему? Как понять выражение «лето размахива-
ло пестрым флагом»? Какими красками можно описать лето?
? Какие изменения произошли на даче дяди Паши? Как изменился он сам?
? Как проводили время дети? Почему дача дяди Паши так притягивала к себе детей?
? С чем сравнивает комнату дяди Пашиной дачи Татьяна Толстая?
? Чем поразил детей дядя Паша? Что они чувствовали?
? Как дети восприняли игру дяди Паши на пианино? Кем дети видят дядю Пашу?
7. …Жизнь все торопливее меняла стекла в волшебном фонаре. Мы с помощью мамы проникали в зеркальные закоулки
взрослого ателье, где лысый брючный закройщик снимал постыдные мерки, приговаривая: «побеспокою», мы завидовали
девочкам в капроновых чулках, с проколотыми ушами, мы пририсовывали в учебниках: Пушкину – очки, Маяковскому –
усы, а Чехову – в остальном вполне одаренному природой – большую белую грудь. И нас сразу узнал, и радостно кинулся к
нам заждавшийся дефективный натурщик из курса анатомии, щедро потягивая свои пронумерованные внутренности, но
бедняга уже никого не волновал. И, оглянувшись однажды, недоумевающими пальцами мы ощупали дымчатое стекло, за
которым, прежде чем уйти на дно, в последний раз махнул платком наш сад. Но мы еще не осознали утраты.
Осень вошла к дяде Паше и ударила его по лицу. Осень, что тебе надо? Постой, ты что же, всерьез?.. Облетели листья,
потемнели дни, сгорбилась Маргарита. Легли в землю белые куры, индюки улетели в теплые страны, вышел из сундука жел-
тый пес и, обняв дядю Пашу, слушал вечерами вой северного ветра. Девочки, кто-нибудь, отнесите дяде Паше индийского
чаю! Как мы выросли. Как ты все-таки сдал, дядя Паша! Руки твои набрякли, колени согнулись. Зачем ты дышишь с таким
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »