Русская женская проза рубежа веков. Попова И.М - 9 стр.

UptoLike

Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей!
(Детская считалка)
1. В начале был сад. Детство было садом. Без конца и края, без границ и заборов, в шуме и шелесте; золотой на солнце,
светло-зеленый в тени, тысячеярусныйот вереска до верхушек сосен; на югколодец с жабами, на севербелые розы и
грибы, на западкомариный малинник, на востокчерничник, шмели, обрыв, озеро, мостки. Говорят, рано утром на озере
видели совершенно голого человека. Честное слово. Не говори маме. Знаешь, кто это был?.. – Не может быть. – Точно, я тебе
говорю. Он думал, что никого нет. А мы сидели в кустах. – И что вы видели? – Все.
Вот это повезло! Такое бывает раз в сто лет. Потому что единственный доступный обозрению голыйв учебнике ана-
томииненастоящий. Содрав по этому случаю кожу, нагловатый, мясной и красный, похваляется он ключично-грудинно-
сосковой мышцей (все неприличные слова!) перед учениками восьмого класса. Когда (через сто лет) мы перейдем в восьмой
класс, он нам тоже все это покажет.
Таким же красным мясом старуха Анна Ильинична кормит тигровую кошку Мемеку. Мемека родилась уже после вой-
ны, у нее нет уважения к еде. Вцепившись четырьмя лапками в ствол сосны, высоко-высоко над землей, Мемека застыла в
неподвижном отчаянии.
Мемека, мясо, мясо, мясо!
Старуха потряхивает тазик с антрекотами, поднимает его повыше, чтобы кошке было лучше видно.
Ты посмотри, какое мясо!
Кошка и старуха с тоской смотрят друг на друга. «Убери», – думает Мемека.
Мясо, Мемека!
В душных зарослях красной персидской сирени кошка портит воробьев. Одного такого воробья мы нашли. Кто-то со-
драл скальп с его игрушечной головки. Голый хрупкий череп, как крыжовина. Страдальческое воробьиное личико. Мы сде-
лали ему чепчик из кружавчиков, сшили белую рубашечку и похоронили в шоколадной коробке. Жизнь вечна. Умирают
только птицы.
***
? Прочитайте название рассказа и эпиграф к нему. Как вы думаете, почему Татьяна Толстая в качестве названия ис-
пользует слова детской считалки?
? Как начинается рассказ? С чем сравнивает свое детство автор?
? «Без конца и края без границ и заборов…» – как автор дальше в предложении конкретизирует эту фразу? Замените в
предложении существительные с предлогом без существительными с приставкой без- (бес).
? «…в шуме и шелесте…» – какими звуками наполнен сад?
? Почему для писательницы детствоэто сад? С чем ассоциируется у Толстой слово детство? Какие у вас возникают
ассоциации к этому слову? Составьте ассоциативную цепочку.
? Почему Толстая вспоминает эпизод из детства, связанный с голым человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, обра-
тите внимание на выделенные слова в предложении, а также на предложение «Не говори маме».
? Какое значение имеют выражения «раз в сто лет», «через сто лет»? Почему писательница использует их?
? «Мясной и красный» – таким видится анатомическое изображение человека в учебнике, «красное мясо», которым
старуха Анна Ильинична кормит котас чем связано такое сопоставление?
? «…у нее нет уважения к еде…» – рассказывает писательница о кошке. Что значит «нет уважения к еде»? Почему еду
надо «уважать»? Кому может быть это непонятно?
? Как автор описывает случай с воробьем? Что чувствовали дети? В словах личико, кружавчиков, рубашечка выдели-
те корни. Какое значение, по-вашему, добавляют словам суффиксы -ик-, -чик-, -ечк-? Были ли подобные случаи в вашей
жизни? Вспомните их. Как вы поступали?
? Прочитайте последние два предложения фрагмента. Почему ими писательница заканчивает это воспоминание? Как
вы воспринимали жизнь в детстве?
2. Четыре беспечные дачи стояли без оградиди куда хочешь. Пятая была «собственным домом». Черный бревенчатый
сруб выбивался боком из-под сырого навеса кленов и лиственниц и, светлея, умножая окна, истончаясь до солнечных ве-
ранд, раздвигая настурции, расталкивая сирень, уклонившись от столетней ели, выбегал, смеясь, на южную сторону и оста-
навливался над плавным клубнично-георгиновым спуском вниз-вниз-вниз, туда, где дрожит теплый воздух и дробится солн-
це в откинутых стеклянных крышках волшебных коробок, набитых огуречными детенышами в розетках оранжевых цветов.
У дома (а что там внутри?), распахнув все створки пронизанной июлем веранды, Вероника Викентьевнабелая огром-
ная красавицавзвешивала клубнику: на варенье себе, на продажу соседям. Пышная, золотая, яблочная красота! Белые куры
бродят у ее тяжелых ног, индюки высунули из лопухов непристойные лица, красно-зеленый петух скосил голову, смотрит на
нас: что вам, девочки? «Нам клубники». Пальцы красной купчихи в ягодной крови. Лопух. Весы, корзинка.
Царица! Это самая жадная женщина на свете!
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным,
Вкруг ее стоит грозная стража
Однажды с такими вот красными руками она вышла из темного сарая, улыбаясь: «Теленочка зарезала…»
На плечах топорики держат