ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Рассказы у Улицкой объединяются в циклы, где действуют общие герои («Девочки» и «Новые рассказы»). На компо-
новку циклов влияет авторский замысел. Так, циклы «Бедные родственники», «Девочки» и «Новые рассказы» вошли затем в
сборник «Веселые похороны» (2000) и получился «роман» о трагических противоречиях жизни.
Широкую известность Людмиле Улицкой принесли повести «Сонечка» (1992) и «Дочь Бухары» (1994). Эти произведе-
ния раскрывают сложность жизни, переплетения любви и ненависти.
В своих рассказах автор идет от бытовых конфликтов к социальным, а затем – к общебытийным, всечеловеческим. У
Людмилы Улицкой рассказы конкретны и локальны, посвящены важным вопросам. Общим в них является изображение ин-
дивидуальной неповторимой судьбы человека в мире.
Центральными персонажами почти всех произведений, за исключением «Казуса Кукоцкого», писательница делает
женщину или молоденькую девушку.
Мифопоэтическое содержание является характерной особенностью прозы Л. Улицкой, для которой важны подтекст,
внутренний смысл слова. О неоднозначности и насыщенности содержания говорят названия произведений писательницы.
Мастерство Л. Улицкой признано профессионалами. Она входит в списки номинантов Букеровской и других премий.
Создавая свою картину мира, Л. Улицкая своеобразно выстраивает сюжет: он возникает как будто из непосредственных
наблюдений над жизненными явлениями или характерами. В одном из интервью писательница так объяснила подобную ма-
неру изображения: «Жизнь полна сюжетов – простых, иногда до пошлости, и очень заковыристых. Сюжетов – как голодных
котов на помойке. И все они давно записаны. Новый сюжет – страшно редкое литературное событие. Меня же гораздо боль-
ше увлекает построение характеров».
Улицкой Л. не свойствен такой ярко выраженный автобиографизм, как, например, Т. Толстой, хотя в некоторых произ-
ведениях и можно обнаружить отдельные факты жизни писательницы. Улицкая Л. отмечала, что ее рассказы «достаточно
автобиографичны», но скорее как «фантазии на тему, чем пережитые события». Автор чаще передает героям не факты соб-
ственной жизни, а свои мысли, настроения, философские наблюдения.
Людмила Улицкая передает читателю определенную историю. При этом особое внимание уделяется взаимоотношениям
героев, рассказам об их личных судьбах, что приводит к усложнению сюжета разнообразными: вставными новеллами и ис-
ториями. Отличие прозы Л. Улицкой от других представительниц «женской» прозы заключается в том, что сознание героев
определяют проблемы бытия, а не быта.
Излюбленный прием Людмилы Улицкой – это одушевление мира вещей. Люди в ее рассказах начинают походить на
неодушевленные предметы: «С годами Матиас делался все приземистее и все более походил на шкаф красного дерева; его
рыжая масть угадывалась по темно-розовому лицу и бурым веснушкам на руках» («Счастливые»).
Улицкая Л. организует пространство памяти образами ушедшей эпохи, ее знаками. Рассматривая фотографию, героиня
возвращается в прошлое: «Как будто она только что проснулась и пытается вспомнить ускользнувший сон».
Виктория Самойловна Токарева (1937). В девяностые годы лидером по количеству изданий можно считать Викторию
Токареву. За это время у нее вышло двадцать сборников рассказов. Виктория Токарева интересна своей художественной ин-
дивидуальностью, своеобразием стиля, нестандартным подходом к решению современных проблем.
Творчество В. Токаревой представляет собой жанровое единство, поскольку входит в целостное направление современ-
ной литературы. В рассказах писательницы выделяются характерные принципы и приемы: говорящие детали, психологиче-
ские пейзажи. Из их совокупности складывается общее представление и о проблематике, и о героях, и о своеобразии кон-
фликтных ситуаций и путях их разрешения в женской прозе.
Виктория Токарева в 1990-е годы выпустила сборники новых повестей и рассказов («Лавина», 1996; «Кошка на доро-
ге», 1997; «Казино», 2000). Произведения Токаревой рассчитаны на «массового» читателя. Сюжеты взяты из повседневной
жизни обыкновенных людей, и поэтому легко узнаваемы. Писательница рассказывает о знакомой нам жизни занимательно, с
юмором. Но автор и все ее многочисленные персонажи как-то остаются на поверхности жизни, не проникая глубоко в при-
чины происходящего.
Сборник «Казино», отражая картину мира писательницы, охватывает довольно большой временной период: с 1967 по
2000 годы. Каждый из вошедших в сборник рассказов служит для реализации авторской идеи – «жизнь – это игра». Симво-
лика слова «казино», являющегося заголовком сборника, приобретает особый смысл, формируя образ жизни как игры, во
время которой переменчивая фортуна либо возносит на вершину счастья, либо обрекает на гибель. Следует отметить, что
большинство рассказов написано в конце 1990-х годов. Может быть, В. Токарева хочет подчеркнуть характерную черту это-
го времени – усиление значимости игры случая жизни в судьбе человека, потому что в бытность Советского Союза жизнь
протекала размеренно, случайности не имели такого значения, как в настоящее время. Основная проблема сборника «Кази-
но» – быстротечность и односторонность времени, за короткий промежуток которого человеку нужно успеть понять, с каким
«поручением» он послан в этот мир и, по возможности, выполнить его.
Виктория Токарева затрагивает проблему падения духовности в современном обществе, связывая это с рядом причин:
утратой морали, отсутствием религиозного фундамента, изменением роли женщины, отношения к материнству, стремлени-
ем к соответствию образцам маскультуры, когда важнее «казаться», а не «быть», установлением приоритета власти денег,
отдалением от природы и др. Антиномия «любовь – смерть», реализуемая в сборнике, способствует утверждению авторской
мысли о том, что «если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется».
Особая роль отводится в «Казино» женщине как творцу, к архитектору собственной жизни, как к матери, жене, храни-
тельнице семьи, но, вместе с тем, самому страдающему элементу общества в период перемен. Женщина, сохранившая высо-
кие нравственные ценности, будет, по Токаревой, счастлива.
Проявление авторского начала включает в себя подбор поэтических средств, особенности стиля, такие как ирония, афо-
ристичность, динамичность повествования; конкретику портрета, в котором каждая линия несет глубокий смысл, усиливая
идею писательницы о приоритете телесного; психологический пейзаж; многообразие композиционных приемов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »