ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ние к вечным проблемам, ее творчество ориентировано на понимание добра и зла в современном мире. Например, название
сборника «Ночь» характеризует замысел цикла о кризисе духовности.
Произведения Татьяны Толстой повествуют о «детском» взгляде на мир, полный чудес и несовершенства, который од-
новременно прекрасен и страшен, и в нем всегда есть разлад «мечты и действительности». Татьяна Толстая постоянно поль-
зуется приемами «эстетического спасения» своих героев: она или «заставляет» бежать их в замкнутый мир детства, или от-
гораживает их «от пошлой будничности. Причем если герои в реальной жизни не могут обрести счастья, то в художествен-
ном мире Толстая создает для них островки счастья.
Обыкновенный мир, в котором благостно существуют герои Толстой, – это или мир детства взрослого ребенка («На зо-
лотом крыльце сидели…», «Любишь – не любишь», «Свидание с птицей», «Петерс» и др.), – или мир фантазий и мечтаний
героя, повзрослевшего под воздействием тягот жизни («Река Оккервиль», «Соня», «Огонь и пыль», «Факир»).
К примеру, рассказ Толстой «На золотом крыльце сидели…» – это повествование о детстве, о первой попытке постичь
жизнь, познать самого себя. Поэтому главный вопрос жизни поставлен с помощью детской считалочки, вынесенный в эпи-
граф: «Кто ты такой?». И ответ стилистически вписывается в него: ребенок – это житель райского сада. Ужас бренности
жизни потрясает героиню, видевшую до этого только райский сад вечности. Эта тема продолжена в рассказе «Вышел месяц
из тумана». Кратковременное возвращение в «эдем детства» происходит у героини в дачное лето перед последним прощани-
ем с Коноваловым. Наташа «носила в своей душе золотой прозрачный бокал шампанского счастья». Осенью Наташа заболе-
ла и ушла в свои грезы о детстве. Болезнь Наташи связана с неразрешимым противоречием между унизительным нищенским
бытом в коммуналке и ее детскими волшебными грезами о красоте жизни. Героиня мечтает о «розовой старости», но пони-
мает, что это для нее невозможно: «за ее спиной, крепко держа Наташу за плечо, строгим терпеливым врачом стояла ста-
рость, приготовив свои обычные инструменты». И Наташа, потеряв надежду и связь с детством, вступила в жестокую зиму
жизни.
Та же тема гибели детской мечты в ее столкновении с грубой реальностью звучит в рассказе «Самая любимая». Женеч-
ка «собиралась жить вечно – пока не высохнут моря». Действие рассказа протекает в вечной и прекрасной стране детства:
«Давным-давно, по ту сторону снов, на земле стояло детство, ветры молчали, спали за далекими синими лесами, была живая
Женечка».
Взрослая Женечка одинока, скучна для окружающих, обделена красотой, главное, чем она обладает, – это доброе серд-
це. Детям стыдно, что они «безбожно скучают» с Женечкой. В рассказе возникает образ – символ калеки, появляющегося
«на окраине, поближе к холодным полям и просящего милостыню: и в его шапку летит «теплая, ежащаяся от стыда медь».
Но другое подаяние – «душевное участие» ждет от людей Женечка. Поставив целью своей жизни «быть самой любимой»,
Женечка честно следовала ей, отдавая свое сердце окружающим, но всякий раз натыкалась на равнодушие.
«Вечным ребенком», который никак не может стать «самым любимым», является и Петерс из одноименного рассказа.
Брошенный родителями, Петерс воспитывался бабушкой, которая парализовала его волю и навязала внуку свое видение
жизни. Лейтмотивом через произведение проходит инфантильная мысль главного героя: «Я не виноват... Я тоже хочу участ-
вовать. А меня не берут». Петерс воспринимает жизнь как блестящую витрину, которая заперта, и взять ничего нельзя. Герой
не жил, а спал, вяло играя в жизнь. И только в конце тягучей, тяжелой, густой, как тоска, жизни Петерс «проснулся». К «ста-
рому Петерсу» приходит «голая золотая весна», которая, как в детстве, кричит ему, смеясь: «Догоняй». И герой, проживший
«чужую», бессмысленную жизнь, вновь почувствовал, что жизнь прекрасна.
Таким образом, детство и старость, то есть вся жизнь человека, приобретают в рассказах Татьяны Толстой философско-
поэтический смысл: детство – это вечность души, умеющей преображать унылую, «бегущую мимо», «неблагодарную, об-
манную, насмешливую, бессмысленную, чужую» жизнь в прекрасную мечту.
Значимой для всей литературы 1990-х годов разновидность является эссе, традиционно рассчитанное на прямой разго-
вор с читателем и глубокое самовыражение. Эссе отличается свободной композицией, синтезом художественного и публи-
цистического начал.
Эссе Татьяны Толстой «Квадрат», «Белые стены», «Туристы и паломники», «Нехоженая Греция» включают антонимы,
бинарные символы. В эссе «Квадрат» Т.Н. Толстая создает яркую метафору художника, который, «шаря руками в темноте,
гениальной интуицией художника нащупал запрещенную фигуру запрещенного цвета».
Не случайным, а глубоко символическим считает писательница то, что картина была повешена в красном углу, где
обычно висят иконы. Тем самым Малевич низверг святыню: «Вместо "красного" – черное (ноль цвета), вместо лица – провал
(ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь – мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма».
Насыщая текст эссе антитезами, Татьяна Толстая создает образ «квадрата» – «князя тьмы», который «вобрал в себя» души
великих художников, лишенных веры в Бога. «Квадрат» лишает жизни, «закрывает путь», «возвещает конец искусства». Об-
разы Адама и Евы представляют современный вариант человека. Он поражен идиотизмом, потому что убеждает своих детей,
«что они суть глина, только глина, ничего, кроме глины». Эти образы становятся ужасающим знаком современного искусст-
ва, которое уже не рождается «от Божьей искры».
Людмила Евгеньевна Улицкая (1943). Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному
направлению, хотя по проблематике она близка к «женской» прозе. Немецкий исследователь Б. Тесмер прав, что Л. Улиц-
кую «скорее можно считать одним из наиболее традиционных авторов современной русской беллетристики, хотя ей не чуж-
ды и новые художественные структуры».
Описывая советскую действительность с послевоенного времени до начала 1990-х годов, свое отношение к ней писа-
тельница выражает прямо, открыто, иногда резко отрицательно. Именно ярко выраженное социальное начало прозы Людми-
лы Улицкой позволяет относить ее творчество к разным направлениям, говорит о ее связях с «жесткой прозой» или с «новой
волной».
Накапливая опыт, пробуя себя в разных жанрах, Людмила Улицкая шла традиционным путем, от небольшой формы к
более крупной. Первый ее рассказ из цикла «Бедные родственники» появился в 1999.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »