Русская женская проза рубежа веков. Попова И.М - 5 стр.

UptoLike

ПРОЛОГ
Утверждают, что «литератураэто разговор с ангелами». Такова природа рассказов замечательных русских писатель-
ниц конца XX векаТатьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Марины Вишневецкой, Ольги Славниковой, Виктории Токаре-
вой и др. В пособии представлены лишь несколько рассказов, достойных, на наш взгляд, внимания иностранных читателей,
по которым можно судить о современной русской литературе рубежа веков.
Настоящее пособие поможет понять «вдохновенный разговор с ангелами», зашифрованный в глубинах строк рассказов
русских писательниц.
В него включены адаптированные тексты известных в России авторов, содержание которых способствует повышению
интереса к изучению русского языка.
Тексты в пособии расположены по принципу от «легкого к трудному», их объем не превышает объемы, рекомендован-
ные Государственными образовательными стандартами РФ для данного этапа обучения (критерии обозримости и относи-
тельной завершенности).
В пособии используются не только рассказы, но и эссе, так как особенностью современной русской литературы являет-
ся синтез жанров (критерий учета жанров и их взаимной дополнительности).
Тексты, вошедшие в пособие, отобраны также с учетом возможности расширения страноведческой информации, то есть
рассматриваются произведения, в которых понимание страноведческих сведений способствует усвоению новых взаимосвя-
занных знаний и пониманию особенностей реалий России. Каждое произведение сопровождает информация о его авторе
(Познакомимся с автором), задания к фрагментам (В глубине строки), а также задания, позволяющие осмыслить авторский
замысел и подвести читателя к творческому самовыражению (Завершая разговор). За текстом следуют ключи и лингвостра-
новедческие комментарии.
Желаем вам удачи на пути постижения современной русской литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Литератураважная часть культуры русского народа. Перед вами учебное пособие, в котором описано идейно-
поэтическое содержание литературы конца XX столетия, когда выразителями русской эстетики стали в том числе и писате-
ли-женщины: Людмила Петрушевская, Виктория Токарева, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Марина Вишневецкая, Дина
Рубина и др.
Русская женская проза 1990-х годов отражает страстный мучительный поиск идеала, поскольку этоглавный смысл
творчества каждого истинного художника слова. Обращение к современной литературе всегда очень ответственно: ведь мы
говорим о становящемся, «горячем» художественном материале, о писательницах, которые продолжают создавать свои про-
изведения сегодня. Женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим иска-
ниям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры
будущего.
Одной из отличительных черт литературы нашего времени стало разделение на «элитарную» и «массовую» культуру,
предельный плюрализм вкусов. Массовая литература (детектив, фантастика, фэнтези, триллер, мелодрама, любовный роман)
отличается шаблонностью и серийностью издательских проектов. Для нее характерна легкость усвоения, поверхностность
изображения.
Литературные судьбы Виктории Токаревой, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой и других демонстрируют от-
части своеобразное «сращение» элитарной литературы с массовой. На творчество писательниц оказывает воздействие и «Се-
телитература», они стараются учитывать возможности Интернета и современные пиар-технологии. Свойством современно-
сти можно считать также повышенную публицистичность, злободневность, усиленную экспрессивность женской прозы. От-
личительной особенностью является и то, что большое значение приобретают в произведениях писательниц вопросы, свя-
занные с мечтой, счастьем, любовью и детством. Создается новый тип героя и новая реальность, неповторимый художест-
венный мир. Новая проблематика и поэтика обусловили создание произведений, где женщина выступила главным дейст-
вующим лицом, а не только носителем авторской идеи.
Сегодня русская женская проза выделилась как устойчивый значимый феномен отечественной литературы, который
вызывает несомненный интерес в силу его высоких творческих достоинств.
Персоналии
Татьяна Никитична Толстая (1951) считается самой талантливой представительницей женской прозы. Широкую из-
вестность Татьяне Толстой принесла ей первая книга рассказов «На золотом крыльце сидели» (1987). Не менее известны
последующие сборники ее рассказов «Любишьне любишь» (1997), «Сестры» (1998), «Река Оккервиль» (1999), «Ночь»
(2002), «День» (2003), «Не Кысь» (2004), а также роман «Кысь».
Татьяна Толстаянаиболее «литературный и фольклорный» мастер слова: ее оригинальный талант вызывает самые
различные интертекстуальные ассоциации, манера письма отличается метафористичностью стиля и неповторимой иронией.
В данном пособии вы познакомитесь с лучшими рассказами Татьяны Толстой «Соня», «На золотом крыльце сидели…»
и ее знаменитыми эссе «Квадрат» и «Туристы и паломники».
Своеобразие сборников рассказов Т. Толстой в том, что их маленькие шедевры составляют единый художественный
мир. Рассказы объединены, прежде всего, интересом автора к необычному человеку. Для прозы Толстой характерно обраще-