ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Кибернетическая семиотика использует исчисления абстрактной
семиотики для разработки языков информатики , для составления
компьютерных программ.
Лингвосемиотика изучает системы знаков естественного языка,
основного средства общения людей . Множество других знаковых систем ,
используемых людьми, создавались уже на основе знаков языка как вторичные
(азбука Морзе, азбука Брайля для слепых, сигнализация флажками, химическая
символика и т . п .).
Лингвосемиотика имеет древнюю историю . Уже античные философы
различали СЛОВО и ПРЕДМЕТ, обозначаемый словом . Эти же составляющие
обсуждались в теориях номинализма и реализма в Средние века. Только
философы XVII-XVIII веков поняли, что СЛОВО – это ЗНАК МЫСЛИ. Эту
идею поддержали выдающееся лингвисты Х IХ века В . Гумбольдт и
А . А . Потебня .
Развернутую теорию знаковости языка разработал швейцарский лингвист
Фердинанд де Соссюр в начале ХХ века. В языковой знак Соссюр включил две
составляющие: означающее (акустический образ) и означаемое (мысленный
образ). Обе составляющие языкового знака хранятся в мозгу человека .
Мысленный образ является ненаблюдаемым, и это постоянно вызывает
дискуссии по поводу устройства языкового знака, Сторонники теории Соссюра
развивают так называемую билатеральную (двустороннюю) теорию .
Противники этой теории предлагают унилатеральную (одностороннюю)
теорию , по которой знаком является только акустический образ (лексема),
тогда как означаемое (семема) в состав языкового знака не входит.
Особенностью языкового знака является отсутствие жесткой закрепленности
лексемы за конкретной семемой . Ограниченное количество лексем способно
передавать неограниченное количество семем
Лингвосемиотика изучает лексемы данного языка и их сочетания . Она
связывает лингвистику и семиотику. Но в целом лингвистика к
лингвосемиотике не сводится , поскольку сфера смыслов , которыми владеют
люди , намного шире того мысленного пространства, которое закодировано
лексемами.
Тема III. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗНАКА.
Лекция 5. Типология знаков . Знаковая ситуация .
Разнообразие знаков , используемых и созданных людьми, определяет
необходимость их классификации. Впервые типологию знаков предложил
Ч .Пирс. Он различал знаки иконические (сохраняющие внешнее подобие
означаемому предмету), знаки - индексы (отдельные естественные проявления
означаемого феномена) и знаки - символы (условные обозначения , не имеющие
ни подобия , ни естественной связи с обозначаемым).
Эта типология значительно детализирована в работах польского
семиотика Адама Шаффа, который различал прежде всего знаки естественные,
существующие в природе, и знаки искусственные, созданные людьми
специально для выполнения знаковой функции. Имеется дополнительная
9 К ибернетическая сем иотика использует исчисления абстрактной сем иотики для разработки я зы ков инф орм атики, для составления ком пью терны х програм м . Л ингвосем иотика изучает систем ы знаков естественного я зы ка, основного средства общ ения лю дей. Множ ество других знаковы х систем , используем ы х лю дьм и, создавались уж е на основе знаков я зы ка как вторичны е (азбука Морзе, азбука Брайля для слепы х, сигнализация ф лаж кам и, хим ическая сим воликаи т.п.). Л ингвосем иотика им еет древню ю историю . У ж е античны е ф илософ ы различали С Л О В О и П РЕ Д МЕ Т , обозначаем ы й словом . Эти ж е составля ю щ ие обсуж дались в теория х ном инализм а и реализм а в С редние века. Т олько ф илософ ы XVII-XVIII веков поня ли, что С Л О В О – это ЗН АК МЫ С Л И . Эту идею поддерж али вы даю щ ееся лингвисты Х IХ века В . Г ум больдт и А.А.П отебня . Развернутую теорию знаковости я зы ка разработал ш вейцарский лингвист Ф ердинанд де С оссю р в начале Х Х века. В я зы ковой знак С оссю р вклю чил две составля ю щ ие: означаю щ ее (акустический образ) и означаем ое (м ы сленны й образ). О бе составля ю щ ие я зы кового знака храня тся в м озгу человека. Мы сленны й образ я вля ется ненаблю даем ы м , и это постоя нно вы зы вает дискуссии по поводуустройства я зы кового знака, С торонники теории С оссю ра развиваю т так назы ваем ую б и лате раль н у ю (двусторонню ю ) теорию . П ротивники этой теории предлагаю т у н и лате раль н у ю (односторонню ю ) теорию , по которой знаком я вля ется только акустический образ (лексем а), тогда как означаем ое (сем ем а) в состав я зы кового знака не входит. О собенностью я зы кового знака я вля ется отсутствие ж есткой закрепленности лексем ы за конкретной сем ем ой. О граниченное количество лексем способно передаватьнеограниченноеколичествосем ем Л ингвосем иотика изучает лексем ы данного я зы ка и их сочетания . О на свя зы вает лингвистику и сем иотику. Н о в целом лингвистика к лингвосем иотике не сводится, посколькусф ера см ы слов, которы м и владею т лю ди, нам ного ш ире того м ы сленного пространства, которое закодировано лексем ам и. Т ем аIII. О БЩ АЯ Т Е О РИ Я ЗН АКА. Л екция 5. Т ипология знаков. Знаковая ситуация . Разнообразие знаков, используем ы х и созданны х лю дьм и, определя ет необходим ость их классиф икации. В первы е типологию знаков предлож ил Ч .П ирс. О н различал знаки иконические (сохраня ю щ ие внеш нее подобие означаем ом упредм ету), знаки-индексы (отдельны е естественны е проя вления означаем ого ф еном ена) и знаки-сим волы (условны е обозначения , не им ею щ ие ни подобия , ни естественной свя зи собозначаем ы м ). Эта типология значительно детализирована в работах польского сем иотика Адам а Ш аф ф а, которы й различал преж де всего знаки естественны е, сущ ествую щ ие в природе, и знаки искусственны е, созданны е лю дьм и специально для вы полнения знаковой ф ункции. И м еется дополнительная
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »