ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Имплицитный – скрытый. Эксплицитный – явный.
Интенция – авторское намерение.
Интертекстема – единица интертекста. Виды интертекстем: цитата (точная и варьированная), аллюзия,
реминисценция, культурологема, стилизация.
Контекст – текстовые связи, осмысленные воспринимающим сознанием.
Концепт – "понятие", восприятие смысла слова. Концепт существует в идеосфере, обусловленной кругом
ассоциаций каждого человека. Концепт включает потенции, открываемые в словарном запасе как отдельного че-
ловека, так и языка в целом, что Лихачев называл концептосферой.
Конфликт – столкновение, борьба между героями эпоса или драмы, или внутри характера и сознания персо-
нажа.
Критика литературная – пристрастно интуитивно-интеллек- туальное прочтение художественных текстов,
пронизанное интересами и соблазнами. Функции критики – влиять на общественное мнение, на развитие литера-
туры и искусства.
Литературный герой – образ человека в художественной литературе. Употребляются также понятия: дей-
ствующее лицо, персонаж, характер, образ – все они взаимозаменяемы.
Массовая литература – многозначный термин, популярная, тривиальная, бульварная литература, это фон
вершинных достижений писателей первого ряда, весь массив художественных произведений определенного ис-
торико-культурного периода (или направления).
Мотив – повествовательная единица в организации второго подтекстового смысла произведения.
Очерк – малый вид эпоса, от рассказа отличается документальностью и более свободной композицией. Вы-
деляют путевые, портретные и аналитические очерки.
Парадигма – система форм, характеризующая отношения между элементами системы.
Повесть – средний по объему текста и сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рас-
сказом и романом. В повести несколько сюжетных линий, протяженность во времени, охват множества судеб и,
как говорит Солженицын, "горизонт взгляда и вертикаль мысли". (Повести писали Ю. Трифонов, И. Айтматов, В.
Распутин, В. Быков).
Поэтика – наука о системе художественных средств выражения в литературных произведениях.
Прием – средство (композиционное, стилистическое, звуковое, ритмическое), служащее для конкретизации,
выделения элемента повествования.
Публицистика – сфера журналистики, соприкасающаяся с литературой и в высших своих проявлениях пе-
рерастающая в нее. Художественная публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и об-
щественной жизни".
Рассказ – эпическое произведение, в центре которого один или несколько эпизодов из жизни одного-двух
персонажей.
Реализм (пер. с лат. яз.) – вещественный, действительный – один из основных художественно-творческих
принципов (методов литературы и искусства XIX – XX веков, осознавшийся как воспроизведение подлинной
сущности первичной реальности, общества и человеческой личности).
Ретроспекция – взгляд в прошлое.
Роман – крупная эпическая форма, в которой изображается несколько десятков героев на протяжении их
жизни.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания.
Трагедия – жанр, основанный на трагическом пафосе и трагической коллизии, которая разрешается смертью
героев.
Хронотоп – соотношение пространства и времени.
Фабула – система основных событий, которая может быть предсказана.
Цикл – несколько произведений, объединенных единой темой, сквозными мотивами, переходящими из про-
изведения в произведение персонажами. Авторские циклы имеют общее название или посвящение.
Цитата – чужой текст, включенный в художественное произведение и используемый в перекодированном
смысле.
Эссе – ("попытка", "очерк" – с франц.) – жанр на грани литературы и публицистики, произведение произ-
вольной формы, композиционно рыхлое, нацеленное на возможно полное освещение проблемы.
Юмор – разновидность комического, предполагающая добродушное осмеяние. Сатира предполагает резкую
критику человека или явления.