Современная русская литература. Попова И.М - 28 стр.

UptoLike

И все? – удивилась старая дама. Руки смирно лежали поверх одеяла, правая на левой, и мерцало обручаль-
ное кольцо и большой сердоликовый перстень. Их не смогли снять перед операциейвъелись.
Невестка вынула из сумки шкалик коньяка. Все заулыбались.
Посторонних в послеоперационной палате не было. Невестка и дочь встали и тихо пропели пасхальные сти-
хиры. У них были хорошие голоса и навык к пению.
Накрыли на тумбочке пасхальный стол. Съели по куску ветчины и выпили по глотку коньяка.
Я навестила Н.К., когда она уже выписалась из больницы. Она боком сидела на лавочке, сделанной когда-то
ее мужем. Культя лежала перед ней, а второй ногой, длинной и очень красивой, она опиралась о пол.
Она положила руку на остаток ноги, похлопала по ней и сказала ясным голосом:
Я все думаю, Женя, для чего мне это?
Я не сразу поняла, о чем она говорит... Она продолжала:
Не сразу сообразила. Теперь знаю: я всю жизнь слишком много бегала да прыгала. А теперь вот мне сказа-
ли: посиди и подумай...
А я сидела и думала: почти все знакомые мне люди на ее месте сказали быза что мне это?
Она прожила после этого еще лет пятнадцать. Ей сделали протез, она ездила еще в Крым, навестила двою-
родную сестру в Швейцарии и внука в Швеции. Я не знаю, что за уроки она вынесла из своего несчастья. Но
всех, кто ее знал в те годы, она научила ставить этот вопрос: для чего?
Несмотря на ее полную примиренность с Господом Богом и с посылаемыми испытаниями, я все же продол-
жаю думать, что иногда дорожные ангелы отворачиваются или отвлекаются на посторонние дела.
Читаем. Анализируем. Размышляем
1. Какие проблемы ставятся в произведениях Людмилы Улицкой?
2. Что главное в книгах Улицкой?
3. Как детали заменяют в произведениях писательницы датировку событий?
4. Как организация пространства способствует объединению рассказов в циклы?
5. Можно ли назвать Улицкую мастером описания? Что необычно в ее описаниях? Какие средства она ис-
пользует при этом?
6. В чем проявляется принцип организации повествования, традиционный для Улицкой?
7. По какому принципу писательница составляет сложный текст?
8. Для чего Л. Улицкая использует интертекст?
9. Докажите, что Л. Улицкая является мастером описания (портрета и пейзажа).
10. Почему незнакомое и чужое кажется героине рассказа смутно знакомым?
11. Какое чудо произошло в семье, где остановились путешественники?
12. Почему, описывая осеннюю южную ночь, автор говорит о Рождестве?
13. Что объединяет людей разной веры, разных социальных слоев, собравшихся в эту ночь под одной кры-
шей?
14. Как автор возвращает читателя к обыденной жизни, жизни без чудес?
15. Почему рассказ называется "Путь осла"? Куда ведет этот путь?
16. Согласны ли вы с мнением, что у каждого своя дорога к Храму, к вере? Докажите это словами из заклю-
чительных строк рассказа.
17. Как автор относится к защитникам людейАнгелам?
18. Чем Н. К. была не похожа на своих ровесниц. Случайно ли автор уже в начале рассказа заявляет об этом?
19. Как Н. К. отреагировала на несчастье, случившееся с ней?
20. "Для чего" или "за что" даются, по-вашему, страдания и бедствия людям?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные в настоящем пособии литературные явления позволяют прийти к следующим выводам. В
конце XX – начале XXI веков общественные события особенным образом влияют на литературную ситуацию:
они обусловливают обращение к острым проблемам и конфликтам, введение "непарадных", "несчастных" героев,
использование разных жанровых форм и художественных приемов интертекстуальности, стилизации, второсю-
жетности, калейдоскопичности и др.
Резко меняется содержание литературы. Авторы фиксируют внимание на разнообразных реалиях повседнев-
ности, подробно прописывая мельчайшие проявления этого мира. Отходит на второй план отношение героев к
работе, производственным процессам. Оно становится лишь одной из сторон характеристики персонажей, свое-
образным атрибутивным признаком, помогающим обозначить социальные факты, которые присутствуют в пове-
ствовании как время и место действия. Но описание их авторами и передача отношения героя вовсе не являются
главными, как было в литературе социалистического реализма. Критика отмечает резко натуралистическое, из-