ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
160
— гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том,
что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее
передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).
Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие
так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения
единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».
Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса),
который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и
не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным
субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты,
теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую
особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной
стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации — с другой.
Различия между средствами массовой информации основаны прежде всего на различии
используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная
знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную
роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые
выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь +
естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино)
триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой
информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.
Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения
как средства массовой информации: «Слово и изображение — две главные знаковые системы,
история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и
свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство
изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с
обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На
протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово
или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно
несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные
передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму,
называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно, в одних случаях
большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только
синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие
коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто
бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».
Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих
преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование
паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа»
— вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим
средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на
читателя, но и на разные стороны жизни социума.
УСЛОВИЯ ПУБЛИЧНОСТИ
Волков, А. А.. Основы русской риторики. - М., 1996. –С.8-10.
Условия публичности, создаваемые фактурой речи.
Всякая речь создается в определенном материале и посредством определенного инструмента.
Соединение инструмента речи с материалом называется фактурой речи. В зависимости от фактуры
высказывания бывают устными, письменными, печатными, относящимися к массовой информации,
информатическими.
Устная речь естественна, поскольку является частью человеческого организма, и в этом
качестве неизбежно публична. В устной речи столь же трудно контролировать свои чувства и
— гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата). Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности». Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации — с другой. Различия между средствами массовой информации основаны прежде всего на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно, в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка». Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума. УСЛОВИЯ ПУБЛИЧНОСТИ Волков, А. А.. Основы русской риторики. - М., 1996. –С.8-10. Условия публичности, создаваемые фактурой речи. Всякая речь создается в определенном материале и посредством определенного инструмента. Соединение инструмента речи с материалом называется фактурой речи. В зависимости от фактуры высказывания бывают устными, письменными, печатными, относящимися к массовой информации, информатическими. Устная речь естественна, поскольку является частью человеческого организма, и в этом качестве неизбежно публична. В устной речи столь же трудно контролировать свои чувства и 160
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 157
- 158
- 159
- 160
- 161
- …
- следующая ›
- последняя »