Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 162 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

163
мифология, - система моделей поведения и набор стандартных жизненных ситуаций. Из материала
фольклора развивается вся остальная словесность, а сам фольклор является авторитетным
источником изобретения и риторической этики.
2) Документ, о котором говорилось выше, лежит в основании всякой публичной
аргументации. Поскольку документ непосредственно управляет деятельностью, он содержит
наиболее объективные и правдивые данные о фактах, поэтому ценность документа как выражения
опыта исключительно велика. Но документом также и завершается любая публичная аргументация,
если она реализуется в практике. Поэтому ритор владеет приемами составления и анализа документа.
3) Дидактическая литература предназначена для обучения искусствам и наукам, правилам
поведения и нравственности. Она обобщает опыт и наряду с документом является одним из наиболее
надежных источников информации. Дидактическая литература весьма влиятельна: она остается
источником для понимания основных ценностей и знаний общества. В силу своего предназначения
обучать и воспитывать дидактические произведения отличаются ясностью и простотой стиля,
который рассматривается в обществе как образцовый.
4) Историческая литература близка по назначению к документу, так как она возникла из той
же потребности управления обществом. Историческая литература, однако, содержит не только
повествование, но и оценки фактов с точки зрения общества, в котором она создана и для которого
предназначена. Споры между государствами и территориями, родами или общественными группами
решаются обращением к историческому преданию: летописям, легендам, хроникам. Влиятельность
истории была и остается значительной. В исторических произведениях, в отличие от большинства
документальных форм и дидактических произведений, содержится риторическая аргументация, так
как историк занимает личную позицию в отборе и изложении материала. История - всецело
публичная речь, ибо предназначена для общества в целом. Знание истории и умение использовать
исторические произведения обязательно для ритора.
5) Художественная литература в трех основных формах - эпоса, лирики и драмы - также
относится к сфере публичной речи. Ее особенностью является художественный вымысел: даже
реальные персонажи предстают как продукт воображения писателя, поэтому поэзия не содержит
аргументации. Но, во-первых, художественная литература является своего рода лабораторией языка,
так как в процессе художественного творчества вырабатываются совершенные и емкие приемы
выражения, а во-вторых, отражая и выражая идеи, которые создаются в других видах речи,
художественная литература делает их всеобщим достоянием. Авторитет художественной литературы
в обществе велик, и ритор использует литературные сюжеты и отдельные выражения как источники
изобретения.
6) Ораторская проза (судебная, политическая, гомилетическая, дидактическая, показательная,
пропагандистская, академическая) - один из важнейших источников профессионального образования
ритора, ибо на образцах ораторской прозы вырабатывается искусство аргументации. Ораторская
проза -вид литературы, так как она представляет собой обработанные записи ораторских речей. Часто
опубликованное произведение содержит то, что ритору не удалось сказать, но что он хотел бы
сказать, и в этом смысле предстает как исключительно ценный источник анализа. Изучение
ораторской прозы обогащает познания ритора, представляет образцы стиля.
7) Философская литература - один из важнейших и наиболее значимых видов публичной
аргументации. Философская система представляет собой рационально обоснованную картину мира,
представленную с личных позиций автора. Философия является главной формой эпидейктической
аргументации (о которой подробно ниже), поэтому ритор обязан не только понимать и знать
философскую классику, но и владеть приемами построения философского текста. Кроме того,
произведения классиков философии поучительны как образцы стиля, так как ни в каком другом виде
словесности не разработаны с такой тщательностью, как в философии, технические приемы анализа и
определений смысла слов, построения схем аргументов, композиции доводов. И если художественная
литература является лабораторией языка в смысле изобразительности, то философия - лаборатория
языка в смысле выразительности, так как речь философа подчинена движению его мысли и
стилистическое усилие в философской прозе направлено на выражение идей.
8) Научная литература отличается от философской, во-первых, тем, что автор стремится
представить объективную, не зависящую от его личных взглядов истину; во-вторых, научное знание
предстает в абстрактной и обобщенной форме, а примы аргументации строго ограничены и
предполагают специальную терминологию и символику; в-третьих, научные проблемы всегда
мифология, - система моделей поведения и набор стандартных жизненных ситуаций. Из материала
фольклора развивается вся остальная словесность, а сам фольклор является авторитетным
источником изобретения и риторической этики.
        2) Документ, о котором говорилось выше, лежит в основании всякой публичной
аргументации. Поскольку документ непосредственно управляет деятельностью, он содержит
наиболее объективные и правдивые данные о фактах, поэтому ценность документа как выражения
опыта исключительно велика. Но документом также и завершается любая публичная аргументация,
если она реализуется в практике. Поэтому ритор владеет приемами составления и анализа документа.
        3) Дидактическая литература предназначена для обучения искусствам и наукам, правилам
поведения и нравственности. Она обобщает опыт и наряду с документом является одним из наиболее
надежных источников информации. Дидактическая литература весьма влиятельна: она остается
источником для понимания основных ценностей и знаний общества. В силу своего предназначения
обучать и воспитывать дидактические произведения отличаются ясностью и простотой стиля,
который рассматривается в обществе как образцовый.
        4) Историческая литература близка по назначению к документу, так как она возникла из той
же потребности управления обществом. Историческая литература, однако, содержит не только
повествование, но и оценки фактов с точки зрения общества, в котором она создана и для которого
предназначена. Споры между государствами и территориями, родами или общественными группами
решаются обращением к историческому преданию: летописям, легендам, хроникам. Влиятельность
истории была и остается значительной. В исторических произведениях, в отличие от большинства
документальных форм и дидактических произведений, содержится риторическая аргументация, так
как историк занимает личную позицию в отборе и изложении материала. История - всецело
публичная речь, ибо предназначена для общества в целом. Знание истории и умение использовать
исторические произведения обязательно для ритора.
        5) Художественная литература в трех основных формах - эпоса, лирики и драмы - также
относится к сфере публичной речи. Ее особенностью является художественный вымысел: даже
реальные персонажи предстают как продукт воображения писателя, поэтому поэзия не содержит
аргументации. Но, во-первых, художественная литература является своего рода лабораторией языка,
так как в процессе художественного творчества вырабатываются совершенные и емкие приемы
выражения, а во-вторых, отражая и выражая идеи, которые создаются в других видах речи,
художественная литература делает их всеобщим достоянием. Авторитет художественной литературы
в обществе велик, и ритор использует литературные сюжеты и отдельные выражения как источники
изобретения.
        6) Ораторская проза (судебная, политическая, гомилетическая, дидактическая, показательная,
пропагандистская, академическая) - один из важнейших источников профессионального образования
ритора, ибо на образцах ораторской прозы вырабатывается искусство аргументации. Ораторская
проза -вид литературы, так как она представляет собой обработанные записи ораторских речей. Часто
опубликованное произведение содержит то, что ритору не удалось сказать, но что он хотел бы
сказать, и в этом смысле предстает как исключительно ценный источник анализа. Изучение
ораторской прозы обогащает познания ритора, представляет образцы стиля.
        7) Философская литература - один из важнейших и наиболее значимых видов публичной
аргументации. Философская система представляет собой рационально обоснованную картину мира,
представленную с личных позиций автора. Философия является главной формой эпидейктической
аргументации (о которой подробно ниже), поэтому ритор обязан не только понимать и знать
философскую классику, но и владеть приемами построения философского текста. Кроме того,
произведения классиков философии поучительны как образцы стиля, так как ни в каком другом виде
словесности не разработаны с такой тщательностью, как в философии, технические приемы анализа и
определений смысла слов, построения схем аргументов, композиции доводов. И если художественная
литература является лабораторией языка в смысле изобразительности, то философия - лаборатория
языка в смысле выразительности, так как речь философа подчинена движению его мысли и
стилистическое усилие в философской прозе направлено на выражение идей.
        8) Научная литература отличается от философской, во-первых, тем, что автор стремится
представить объективную, не зависящую от его личных взглядов истину; во-вторых, научное знание
предстает в абстрактной и обобщенной форме, а примы аргументации строго ограничены и
предполагают специальную терминологию и символику; в-третьих, научные проблемы всегда


                                               163