Русский язык. Культура речи. Прияткина А.Ф. - 163 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

164
конкретны и их постановка ограничена методом данной дисциплины; в-четвертых, научное
изложение предназначено не для конкретной, частной аудитории, а для всякого, кто освоил данную
науку и интересуется поставленной проблемой. Поэтому научное изложение одновременно
универсально и ограничено кругом специалистов, которые, по условиям научной этики, только и
имеют право оценивать научную аргументацию. Вот почему стиль научного изложения безличен,
формы построения высказываний стандартны, жанровый состав научной литературы определен и
ограничен, а выводы научного построения не имеют никакого отношения к практике. Вопросами
практического применения научного знания занимаются техника, политика и другие искусства.
Наука является одним из важнейших источников изобретения, а зачастую, в силу ее авторитета и
сциентистского стиля современной жизни, - и стилистического подражания в публичной
аргументации. Вот почему современный ритор должен владеть основами научной методологии и
обладать эрудицией в основных отраслях науки.
9) Техническая литература чрезвычайно обширна и для современного ритора не менее, а даже
более важна, чем собственно научная, с которой техническую словесность часто
смешивают. Техническая литература, между тем, содержит риторическую аргументацию,
хотя и не всегда в явном виде, потому что технический проект включает предложения о будущей
деятельности, побуждения к выбору данного технического решения или типа решений и
индивидуальный подход в оценках, так как техника - искусство, а искусство невозможно без
интуиции. В понятие техники входят не только привычные техника и технология, но все
художественное творчество: искусства подразделяются на логические (логика, математический
анализ, программирование, измерения, проективная геометрия), муси-ческие (художественная
литература, музыка, живопись, ваяние, театр) и практические (архитектура, дизайн, технология в
современном смысле, но также экономика, военное дело, политика, менеджмент, администрация,
юридическое искусство). Такое понимание искусства не только традиционно, но и правильно: любая
оценка произведения как такового (экономическая, технологическая, прагматическая) сводится к
понятию прекрасного, только, понятно, прекрасная картина нечто иное, чем прекрасный мост или
прекрасный самолет.
10) Эпистолография - (письма и послания), разумеется, гораздо менее значима, чем
техническая литература, но личные и деловые послания (последние близки к документу) играют
большую роль в повседневной жизни, и ритор ни в коем случае не должен пренебрегать ни умением
писать письма, которое лежит в основе организации общественных отношений, ни литературной
эпистолографией: в письмах наиболее полно раскрываются мотивы поступков и личный стиль
человека.
11) Юридическая проза - особый и значительный вид словесности. Юридическая проза,
обладающая собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит
нормы права, их философское и практическое обоснование, а нормы права организуют всю
деятельность общества.
12) Публицистика - самый известный вид публичной аргументации, отчего она так и
называется. Публицистика содержит авторские суждения о практических проблемах, обоснование
которых доступно широкой общественности. Этот вид словесности предполагает отбор произведений
- пишется много книг, статей, брошюр, памфлетов, но лишь немногие сохраняются в культуре: Даже
классики публицистики, как Свифт, Бомарше, Л. Толстой известны своими художественными
произведениями. Но публицистика влиятельна, и ритор должен не только знать классику, но и
активно владеть приемами публицистической аргументации.
13) Духовная словесность - тексты Св. Писания и другие канонические произведения, а также
близкие к ним по содержанию и речевой технике богословские и проповеднические сочинения. Эти
произведения рассчитаны на различные типы аудитории: если тексты Св. Писания в основном
содержании широко доступны, как и специальная духовная вероучительная - катехизаторская -
литература, то многие богословские и литургические тексты весьма сложны в идейном содержании,
технике рассуждения и специальной терминологии, и понимание их требует систематической
подготовки. Между тем, духовная словесность остается основным авторитетом и источником
изобретения.
Виды словесности здесь представлены в примерном порядке исторического развития.
Духовная словесность является завершением и обобщением этого развития, ибо она сложилась в
поздней Античности. В последующие периоды новые виды словесности не возникали - развивались
конкретны и их постановка ограничена методом данной дисциплины; в-четвертых, научное
изложение предназначено не для конкретной, частной аудитории, а для всякого, кто освоил данную
науку и интересуется поставленной проблемой. Поэтому научное изложение одновременно
универсально и ограничено кругом специалистов, которые, по условиям научной этики, только и
имеют право оценивать научную аргументацию. Вот почему стиль научного изложения безличен,
формы построения высказываний стандартны, жанровый состав научной литературы определен и
ограничен, а выводы научного построения не имеют никакого отношения к практике. Вопросами
практического применения научного знания занимаются техника, политика и другие искусства.
Наука является одним из важнейших источников изобретения, а зачастую, в силу ее авторитета и
сциентистского стиля современной жизни, - и стилистического подражания в публичной
аргументации. Вот почему современный ритор должен владеть основами научной методологии и
обладать эрудицией в основных отраслях науки.
       9) Техническая литература чрезвычайно обширна и для современного ритора не менее, а даже
более важна, чем собственно научная, с которой техническую словесность часто
       смешивают. Техническая литература, между тем, содержит риторическую аргументацию,
хотя и не всегда в явном виде, потому что технический проект включает предложения о будущей
деятельности, побуждения к выбору данного технического решения или типа решений и
индивидуальный подход в оценках, так как техника - искусство, а искусство невозможно без
интуиции. В понятие техники входят не только привычные техника и технология, но все
художественное творчество: искусства подразделяются на логические (логика, математический
анализ, программирование, измерения, проективная геометрия), муси-ческие (художественная
литература, музыка, живопись, ваяние, театр) и практические (архитектура, дизайн, технология в
современном смысле, но также экономика, военное дело, политика, менеджмент, администрация,
юридическое искусство). Такое понимание искусства не только традиционно, но и правильно: любая
оценка произведения как такового (экономическая, технологическая, прагматическая) сводится к
понятию прекрасного, только, понятно, прекрасная картина нечто иное, чем прекрасный мост или
прекрасный самолет.
       10) Эпистолография - (письма и послания), разумеется, гораздо менее значима, чем
техническая литература, но личные и деловые послания (последние близки к документу) играют
большую роль в повседневной жизни, и ритор ни в коем случае не должен пренебрегать ни умением
писать письма, которое лежит в основе организации общественных отношений, ни литературной
эпистолографией: в письмах наиболее полно раскрываются мотивы поступков и личный стиль
человека.
       11) Юридическая проза - особый и значительный вид словесности. Юридическая проза,
обладающая собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит
нормы права, их философское и практическое обоснование, а нормы права организуют всю
деятельность общества.
       12) Публицистика - самый известный вид публичной аргументации, отчего она так и
называется. Публицистика содержит авторские суждения о практических проблемах, обоснование
которых доступно широкой общественности. Этот вид словесности предполагает отбор произведений
- пишется много книг, статей, брошюр, памфлетов, но лишь немногие сохраняются в культуре: Даже
классики публицистики, как Свифт, Бомарше, Л. Толстой известны своими художественными
произведениями. Но публицистика влиятельна, и ритор должен не только знать классику, но и
активно владеть приемами публицистической аргументации.
       13) Духовная словесность - тексты Св. Писания и другие канонические произведения, а также
близкие к ним по содержанию и речевой технике богословские и проповеднические сочинения. Эти
произведения рассчитаны на различные типы аудитории: если тексты Св. Писания в основном
содержании широко доступны, как и специальная духовная вероучительная - катехизаторская -
литература, то многие богословские и литургические тексты весьма сложны в идейном содержании,
технике рассуждения и специальной терминологии, и понимание их требует систематической
подготовки. Между тем, духовная словесность остается основным авторитетом и источником
изобретения.
       Виды словесности здесь представлены в примерном порядке исторического развития.
Духовная словесность является завершением и обобщением этого развития, ибо она сложилась в
поздней Античности. В последующие периоды новые виды словесности не возникали - развивались


                                              164