Этика и эстетика. Пронин А.М. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

зло нравственное, возникающее в результате человеческого греха. Таким
образом, хотя сотворенный мир является «лучшим из миров», он все же
оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость
«оправдания Бога» - творца несовершенного мира. В своем труде «Теодицея»
(1710) Лейбниц снимает с Бога ответственность за несовершенство грешного
мира, где торжествует бесправие масс в антагонистическом
обществе.
БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ (1670-1733) - англ. философ-моралист, по
происхождению француз; ученик Дж. Локка. Известен своей «Басней о
пчелах» (1705,1723) – острой сатирой на современное ему общество, где
процветают пороки и злоупотребления, где каждый обитатель заботится
лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает их всех
честными. Это приводит к разорению улья.
Басня заканчивается словами:
«Порок является необходимым, как голод для возбуждения аппетита. Одна
добродетель не может доставить народам блестящего существования. Те,
кто желал восстановить золотой век, должны были бы примириться не
только с честностью, но и с тем, чтобы питаться желудями». «Басня о
пчелах» направлена против абстрактной морали, взятой в отрыве
от
социальных условий жизни общества, в частности против воззрений
Шефтсбери, считавшего, что добродетель всегда благо, а порок - зло.
Мандевиль первым высказал мысль, впоследствии развитую Гегелем, о
неизбежности и даже необходимости зла в условиях социального
неравенства, где богатство нации покоится на бедности трудящихся.
Мандевиль выразил это краткой формулой: «Частные пороки -
общественные выгоды
». Мандевиль рассматривал эгоизм как скрытую
пружину личного и общественного совершенствования. Маркс оценил
заслуги Мандевиля в разоблачении лицемерия и цинизма.
~ АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР ШЕФТСБЕРИ (1671-1713) – английский
философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории
нравственного чувства. Для этики Шефтсбери характерны попытки вывести
нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также
элементы эвдемонизма
. Шефтстбери отстаивал точку зрения врождённости
и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных
условий. Он отчасти противопоставляет нравственность религиозному
чувству и утилитарной полезности. Нравственный идеал Шефтсбери -
гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания
альтруистических и эгоистических побуждений. Этические труды
Шефтсбери собраны в книгеХарактеристика людей, нравов, мнений,
времён” (т.3., 1711).
Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) – французский философ-
просветитель, деист (тяготел к материализму), политический мыслитель,
историк.
зло нравственное, возникающее в результате человеческого греха. Таким
образом, хотя сотворенный мир является «лучшим из миров», он все же
оказывается далеким от совершенства. Отсюда возникает необходимость
«оправдания Бога» - творца несовершенного мира. В своем труде «Теодицея»
(1710) Лейбниц снимает с Бога ответственность за несовершенство грешного
мира, где торжествует бесправие масс в антагонистическом обществе.

   БЕРНАРД МАНДЕВИЛЬ (1670-1733) - англ. философ-моралист, по
происхождению француз; ученик Дж. Локка. Известен своей «Басней о
пчелах» (1705,1723) – острой сатирой на современное ему общество, где
процветают пороки и злоупотребления, где каждый обитатель заботится
лишь о своих интересах. Чтобы покарать пчел, Юпитер делает их всех
честными. Это приводит к разорению улья. Басня заканчивается словами:
«Порок является необходимым, как голод для возбуждения аппетита. Одна
добродетель не может доставить народам блестящего существования. Те,
кто желал восстановить золотой век, должны были бы примириться не
только с честностью, но и с тем, чтобы питаться желудями». «Басня о
пчелах» направлена против абстрактной морали, взятой в отрыве от
социальных условий жизни общества, в частности против воззрений
Шефтсбери, считавшего, что добродетель всегда благо, а порок - зло.
Мандевиль первым высказал мысль, впоследствии развитую Гегелем, о
неизбежности и даже необходимости зла в условиях социального
неравенства, где богатство нации покоится на бедности трудящихся.
Мандевиль выразил это краткой формулой: «Частные пороки -
общественные выгоды». Мандевиль рассматривал эгоизм как скрытую
пружину личного и общественного совершенствования. Маркс оценил
заслуги Мандевиля в разоблачении лицемерия и цинизма.

~ АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР ШЕФТСБЕРИ (1671-1713) – английский
философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории
нравственного чувства. Для этики Шефтсбери характерны попытки вывести
нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также
элементы эвдемонизма. Шефтстбери отстаивал точку зрения врождённости
и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных
условий. Он отчасти противопоставляет нравственность религиозному
чувству и утилитарной полезности. Нравственный идеал Шефтсбери -
гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания
альтруистических и эгоистических побуждений. Этические труды
Шефтсбери собраны в книге “Характеристика людей, нравов, мнений,
времён” (т.3., 1711).


   Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (1689-1755) – французский философ-
   просветитель, деист (тяготел к материализму), политический мыслитель,
   историк.