Полевая фольклорная практика. Пухова Т.Ф. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
13. Магические действия для облегчения родов (сыплют соль на углы стола,
открывают все двери , замки, сундуки, расплетают косы , развязывают все узлы ,
снимают пояса , расстегивают воротники, обводят трижды вокруг стола, за-
ставляют перешагивать через метлу, коромысло, через мужа, его штаны и т.д.).
14. Был ли обычай вызывать у роженицы испуг ?
15. Кто мог присутствовать при родах (девушки, муж )? Какие действия должен
был совершать муж , чтобы облегчить роды (одеть женскую одежду, стонать)?
Было ли поверье , что родильные муки могут быть перенесены с жены на мужа,
кто это мог сделать?
16. Чем перерезали и перевязывали пуповину, каким образом (девочкам на
прялке, мальчикам на топоре , на книге и т.д.)? Заворачивали ли новорожден-
ного в отцовскую рубаху и зачем?
17. Как оповещали о произошедших родах (устанавливали шест , вывешивали
рубашку)?
18. Какие совершались защитные действия после рождения ребенка (особая еда
для матери , клали нож под подушку, жгли свечи, использовали уголек , волчий
зуб и др.)?
19. Действия повитухи с новорожденным. Какую помощь она оказывала мате -
ри ?
20. Кто и когда мог навестить роженицу, что приносили ей («на зубок»)?
21. Какое вознаграждение (деньги, подарки) получала повитуха и когда (сразу,
на крестинах и т. д .)? Не считалось ли грехом брать за повивание деньги?
22. Считалась ли повитуха «нечистой» после принятия ребенка? Был ли обряд
«размывания рук», когда и где (на пороге, под «святыми» )?
23. Могла ли повитуха отказаться от просьбы прийти к роженице?
24. Как называла повитуха принятых ею детей ?
25. Отмечался ли специальный день «бабин день» , «бабины каши» (праздник
повивальных бабок ) на второй или третий день Рождества? Кто приходил к
повитухам ? Угощали ли их кашей, что им дарили?
26. Какие существовали представления о загробной жизни повитухи (напри -
мер, принятые дети будут ей прислуживать)?
27. Различаются ли обряды при рождении мальчика и девочки, первого ребен-
ка? Как зависит будущее ребенка от времени рождения?
28. Представления о душе (родится с душой или наделяется после рождения).
29. Кто совершал первое купание ребенка, когда его мыли, куда потом вылива-
ли воду?
30. Что клали в колыбель? Кто первый раз укладывал (повитуха, мать, кума)?
Что приговаривали при первом укладывании и сколько раз качали? Вешали ли
крестики над люлькой ?
31. Что делали, чтобы ребенок быстрее пошел, были ли специальные молитвы ,
заговоры ? Что делали при первых шагах ребенка («путы резали» )?
32. Когда устраивали крестины ? Кого приглашали на крестинный обед? Гото -
вили ли крестинную кашу, пирог?
33. Кого выбирали в крестные родители?
                                         12
13. М агические действиядляоб легченияродов(сы п лю тсольнауглы стола,
отк ры ваю твсе двери, замк и, сундук и, расплетаю тк осы , развязы ваю твсе узлы ,
снимаю тпояса, расстегиваю творотник и, об водяттрижды вок руг стола, за-
ставляю тпереш агиватьчерез метлу, к оромы сло, через мужа, его ш таны и т.д.).
14. Бы л ли об ы чай вы зы ватьуроженицы исп уг?
15. К то мог присутствоватьпри родах (девуш к и, муж)? К ак ие действиядолжен
б ы л соверш атьмуж, чтоб ы об легчитьроды (одетьженскую одежду, стонать)?
Бы ло ли поверье, что родильны е мук и могутб ы тьперенесены сжены намужа,
к то это мог сделать?
16. Ч ем перерезали и перевязы вали п уповину, к ак им об разом (девочк ам – на
прялк е, мальчик ам – натопоре, нак ниге и т.д.)? З аворачивали ли новорожден-
ного вотцовскую руб ах уи зачем?
17. К ак оповещ али о произош едш их родах (устанавливали ш ест, вы веш ивали
руб аш к у)?
18. К ак ие соверш алисьзащ итны е действияп осле рожденияреб енк а(особ аяеда
дляматери, к лали нож под подуш к у, жгли свечи, использовали уголек , волчий
зуб и др.)?
19. Д ействияповитух и сноворожденны м. К ак ую помощ ьонаок азы валамате-
ри?
20. К то и к огдамог навеститьроженицу, что приносили ей (« назуб ок »)?
21. К ак ое вознаграждение (деньги, подарк и) получалап овитух аи к огда(сразу,
нак рестинах и т.д.)? Не считалосьли грех ом б ратьзаповивание деньги?
22. Считаласьли повитух а« нечистой» п осле принятияреб енк а? Бы л ли об ряд
« размы ваниярук », к огдаи где (напороге, под « святы ми»)?
23. М оглали повитух аотк азатьсяотпросьб ы прийти к роженице?
24. К ак назы валаповитух ап риняты х ею детей ?
25. О тмечалсяли специальны й день– « б аб ин день», « б аб ины к аш и» (п раздник
повивальны х б аб ок ) навторой или третий деньРождества? К то прих одил к
повитух ам? У гощ али ли их к аш ей, что им дарили?
26. К ак ие сущ ествовали представленияо загроб ной жизни повитух и (напри-
мер, приняты е дети б удутей прислуживать)?
27. Различаю тсяли об ряды при рождении мальчик аи девочк и, первого реб ен-
к а? К ак зависитб удущ ее реб енк аотвремени рождения?
28. Представленияо душ е (родитсясдуш ой или наделяетсяпосле рождения).
29. К то соверш ал первое к уп ание реб енк а, к огдаего мы ли, к удапотом вы лива-
ли воду?
30. Ч то к лали вк олы б ель? К то п ервы й раз ук лады вал (повитух а, мать, к ума)?
Ч то приговаривали при п ервом ук лады вании и скольк о раз к ачали? В еш али ли
к рестик и над лю льк ой?
31. Ч то делали, чтоб ы реб енок б ы стрее пош ел, б ы ли ли специальны е молитвы ,
заговоры ? Ч то делали при первы х ш агах реб енк а(« п уты резали»)?
32. К огдаустраивали к рестины ? К ого приглаш али нак рестинны й об ед? Гото-
вили ли к рестинную к аш у, пирог?
33. К ого вы б ирали вк рестны е родители?