Зоопсихология психология и сравнительная психология. Рожкова А.П. - 80 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

80
научения и исследовательского поведения. Эта функция игры
выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в
ряде случаев этот опыт может накапливаться «впрок», «на всякий
случай» и найти применение значительно позже в зкстренных
жизненных ситуациях.
Признаки игры:
незавершенные последовательности действий. Движения,
входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые часто
встречаются у данного вида в ситуациях и иным функциональным
содержанием, например, при охоте и умерщвлении добычи когтями, при
драках половой и манипуляторной активности у макакрезусов, при
галопировании у жеребят и т.д. Однако в игровых ситуациях
последовательности движений могут быть незавершеннымикороткий
галоп, остановка и возвращение галопом назад у жеребят; садки без
интромиссий у детенышей макакрезусов.
выработка новых комплексов движений. У животного могут
случайно выработаться новые движения, специфичные для игровой ситуации
и, повидимому, не имеющие функционального значения помимо нее.
Например, ручной барсук, научившийся делать сальто.
смешение функционально различных типов поведения.
Поскольку игровое поведение часто состоит из комплексов движений,
относящихся к другим типам поведения, эти различные в функциональном
отношении движения часто оказываются перетасованными в игре. Так, в
игровом поведении мангуста смешаны элементы охотничьего и полового
поведения, а в групповых играх макакрезусовэлементы агрессивного и
полового поведения.
несоответствие интенсивности отдельных движений и всей
последовательности в целом. Последовательности движений при игровом
поведении часто остаются незавершенными. Например, у макакрезусов
агрессивные броски часто не доводятся до конца, челюсти при укусах не
сжимаются. Напротив, некоторые движения могут быть преувеличены по
сравнению с нормальной функциональной ситуацией; это особенно относится
к прыжкам и скачкам, часто наблюдаемым в подвижных играх (например, у
макакрезусов, у котят). Часто отдельные движения повторяются много раз
подряд, не приводя к следующему элементу последовательности, как это
должно было бы происходить в других ситуациях. Кроме того, может быть
изменен порядок появления элементов: те элементы, которые в нормальной
последовательности появляются позже, при игре возникают раньше и
наоборот.
на групповые игры другие особи обычно не реагируют «серьезно».
Кроме того, у некоторых видов животных игре предшествует особый сигнал,
указывающий на специфический характер этого поведенияигровая
мимика» у макакрезусов, припадание на грудь и передние лапы у собак и
кошек).
 научения и исследовательского поведения. Эта функция игры
 выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причём в
 ряде случаев этот опыт может накапливаться «впрок», «на всякий
 случай» и найти применение значительно позже в зкстренных
 жизненных ситуациях.
      Признаки игры:
      • незавершенные последовательности действий. Движения,
входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые часто
встречаются у данного вида в ситуациях и иным функциональным
содержанием, например, при охоте и умерщвлении добычи когтями, при
драках половой и манипуляторной активности у макак – резусов, при
галопировании у жеребят и т.д. Однако в игровых ситуациях
последовательности движений могут быть незавершенными – короткий
галоп, остановка и возвращение галопом назад у жеребят; садки без
интромиссий у детенышей макак – резусов.
      • выработка новых комплексов движений. У животного могут
случайно выработаться новые движения, специфичные для игровой ситуации
и, по – видимому, не имеющие функционального значения помимо нее.
Например, ручной барсук, научившийся делать сальто.
      • смешение      функционально      различных    типов    поведения.
Поскольку игровое поведение часто состоит из комплексов движений,
относящихся к другим типам поведения, эти различные в функциональном
отношении движения часто оказываются перетасованными в игре. Так, в
игровом поведении мангуста смешаны элементы охотничьего и полового
поведения, а в групповых играх макак – резусов – элементы агрессивного и
полового поведения.
      • несоответствие интенсивности отдельных движений и всей
последовательности в целом. Последовательности движений при игровом
поведении часто остаются незавершенными. Например, у макак – резусов
агрессивные броски часто не доводятся до конца, челюсти при укусах не
сжимаются. Напротив, некоторые движения могут быть преувеличены по
сравнению с нормальной функциональной ситуацией; это особенно относится
к прыжкам и скачкам, часто наблюдаемым в подвижных играх (например, у
макак – резусов, у котят). Часто отдельные движения повторяются много раз
подряд, не приводя к следующему элементу последовательности, как это
должно было бы происходить в других ситуациях. Кроме того, может быть
изменен порядок появления элементов: те элементы, которые в нормальной
последовательности появляются позже, при игре возникают раньше и
наоборот.
      • на групповые игры другие особи обычно не реагируют «серьезно».
Кроме того, у некоторых видов животных игре предшествует особый сигнал,
указывающий на специфический характер этого поведения («игровая
мимика» у макак – резусов, припадание на грудь и передние лапы у собак и
кошек).

                                                                       80