Составители:
21
Культурно-историческая теория раз-
вития высших психических функций
(по Л.С. Выготскому)
Культурно‐историческаятеорияразвитиявысшихпсихическихфункцийподразумевает
включённостьребёнкавсоциальнуюсреду,являющуюсяносителемкультурыкакопыта,
наработанногочеловечеством.Слово«историческая»предполагаетвнесениевпсихологию
принципаразвития.
Обучениепредставляетсобойпередачуребёнкуопытапользованияорудиямиизнаками
длятого,чтобыоннаучилсяуправлятьсобственнымповедениемипсихическимипроцес‐
сами.
Всякаяпсихическаяфункциявсвоёмгенезисеимеет2формы:врождённую,илинатураль‐
ную,иприобретённую,иликультурную.Первоебиологическидетерминирована,апослед‐
няяобусловленаисторическииявляетсяопосредованной.Онасвязанасиспользованием
орудийизнаковвкачествесредствуправленияею.
Первоначальныйспособиспользованиязнаковиорудийдемонстрируетсяребёнкувоб‐
щенииисовместнойпредметнойдеятельности.Вначалеорудияизнакивыступаюткак
средствоуправленияповедениемдругихлюдей,итолькозатемпревращаютсядляребён‐
кавсредствоуправлениясамимсобой.Этопроисходитвпроцессеинтериоризации,т.е.
превращенияличностнойфункцииуправлениявовнутриличностную.
Культурно-историческая теория раз- вития высших психических функций (по Л.С. Выготскому) Культурно‐историческая теория развития высших психических функций подразумевает включённость ребёнка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством. Слово «историческая» предполагает внесение в психологию принципа развития. Обучение представляет собой передачу ребёнку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением и психическими процес‐ сами. Всякая психическая функция в своём генезисе имеет 2 формы: врождённую, или натураль‐ ную, и приобретённую, или культурную. Первое биологически детерминирована, а послед‐ няя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею. Первоначальный способ использования знаков и орудий демонстрируется ребёнку в об‐ щении и совместной предметной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средство управления поведением других людей, и только затем превращаются для ребён‐ ка в средство управления самим собой. Это происходит в процессе интериоризации, т.е. превращения личностной функции управления во внутриличностную. 21
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »