История становления экзистенциально-гуманистических идей в зарубежной психологии - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Первое определение этого понятия принадлежит К. Роджерсу (1951),
который трактовал его как сложную, структурированную картину,
существующую в сознании индивида и включающую как собственно Я, так и
отношения, в которые оно может вступать, а также ценности, связанные с
отношениями к себе. «Я-концепция» формируется в процессе жизнедеятельности
человека под воздействием внешних влияний, которые
испытывает человек.
Особенно важными для формирования «Я-концепции» являются контакты со
значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют представления
индивида о самом себе, а они, в свою очередь, предопределяют отношения к
другим людям. Человек с позитивной «Я-концепцией» способен организовать
позитивные отношения с другими, вступить с ними в диалог. Студентам
предлагается более подробно ознакомиться с различными трактовками Я-
концепции в книге Р. Бернса Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 и
сравнить их с предложенным К. Роджерсом.
В экзистенциально-гуманистической психологии общениеэто прежде
всего основа бытия, личностное общение, предполагающее двух (или более)
равноправных, равносвободных, равноуникальных субъектов, которые
раскрывают свою неповторимость в
содержании и способе своего
взаимодействия. Поэтому общение по своему внутреннему содержанию является
диалогом. Цель диалогадостижение общности (или повышение уровня
общности) субъектов при сохранении неповторимости и уникальности каждого
из них. Диалог предполагает личностную зрелость общающихся, по крайне мере
одного из них, который в силу этого создает условия, «климат комфортных
межличностных
отношений» (К. Роджерс) для такого же личностного развития
другого человека. Согласно гуманистической психологии, личность развивается
непрерывно. Человек рождается с огромными внутренними ресурсами и
способностью к саморазвитию. Природа личности такова, что ее развитие