Русские народные праздники. Рыбачева Л.В - 16 стр.

UptoLike

Рубрика: 

16
христианства, языческие традиции соединились с известным
религиозным сюжетом крещением Иисуса Христа на Святой земле Иоанном
Крестителем в реке Иордан. Так , во время Крещения дважды происходит
крещение воды : одно бывает накануне праздника, в церкви, и другое - в самый
день Крещения на ближайшей реке или озере . Этот праздник носит несколько
названий Крещение , Богоявление . В ночь накануне Крещения на дверях и
окнах домов принято было ставить кресты .
Крещение празднуется 19 января . Вечер перед Крещением носит название
Сочельника. Вечером в церкви проходит богослужение , вечерня, к концу
первый раз святят воду. За этой «святой» водой верующие люди приходят к
церкви уже 18 января и хранят ее весь год. Ночью воду святят на реке или
озере , куда от церкви направляется крестный ход. Там , где вода замерзала,
делали прорубь , которая называлась «Иордань» . Иордань украшалась цветами,
зелеными листьями, изображениями птиц . Сам обряд водосвятия делался так :
патриарх раздавал всем свечи , опускал крест в воду, потом брал воду
серебряным ведром из Иордани, кропил водою тех, кто стоял у проруби, и
поздравлял с праздником.
В это время стоят знаменитые «крещенские морозы», однако в этот день
грешные и смелые люди считают своей обязанностью окунуться в проруби,
которая имела чудесную силу . Окунались в воду больные, чтобы излечиться от
болезни, и люди грешные, чтобы очиститься от греха. В народе до сих пор
сохранилось убеждение в том, что в Богоявленскую ночь небо открывается . О
чем открытому небу помолишься , то сбудется .
В Крещение заканчиваются святочные вечера. Ночью перед Крещением
девушки гадают, чтобы узнать свою судьбу. В крещенскую ночь девушки пекли
пироги, выходили с ними на дорогу звать суженого , стараясь узнать свою
судьбу. Гадают также о будущем. Так , например, пекут пирог и выходят на
улицу в полночь и , подойдя к какому-нибудь дому, прислушиваются к
разговору. Первое услышанное ими имя означает имя будущего мужа, слово
иди замужество, сядь возможность остаться в девках , а слово ляг смерть.
Это поэтически описал поэт-романтик В . А . Жуковский в балладе «Светлана» :
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
                                            16
христианства, я зы че ские традиц ии сое динились                        с        изве стны м
ре лигиозны м сю же том – кре щ е ние м И исуса Х риста на Свя той зе мле И оанном
К ре стите ле м в ре ке И ордан. Т ак, во вре мя К ре щ е ния дважды происходит
кре щ е ние воды : одно бы вае тнакануне праздника, в ц е ркви, и другое - в самы й
де нь К ре щ е ния на ближай ш е й ре ке или озе ре . Э тот праздник носит не сколько
названий – К ре щ е ние , Богоя вле ние . В ночь накануне К ре щ е ния на две ря х и
окнах домов приня то бы ло ставить кре сты .
        К ре щ е ние празднуе тся 19 я нваря . В е че р пе ре дК ре щ е ние м носитназвание
Соче льника. В е че ром в ц е ркви проходит богослуже ние , ве че р н я, к конц у
пе рвы й раз свя тя т воду. За этой «свя той» водой ве рую щ ие лю ди приходя т к
ц е ркви уже 18 я нваря и храня т е е ве сь год. Н очью воду свя тя т на ре ке или
озе ре , куда от ц е ркви направля е тся кре стны й ход. Т ам, где вода заме рзала,
де лали прорубь, которая назы валась «И ордань». И ордань украш алась ц ве тами,
зе ле ны ми листья ми, изображе ния ми птиц . Сам обря д водосвя тия де лался так:
патриарх раздавал все м све чи, опускал кре ст в воду, потом брал воду
се ре бря ны м ве дром из И ордани, кропил водою те х, кто стоя л у проруби, и
поздравля л спраздником.
        В это вре мя стоя т знаме ниты е «кре щ е нские морозы », однако в этот де нь
гре ш ны е и сме лы е лю ди считаю т свое й обя занностью окунуться в проруби,
которая име лачуде сную силу. О кунались в воду больны е , чтобы изле читься от
боле зни, и лю ди гре ш ны е , чтобы очиститься от гре ха. В народе до сих пор
сохранилось убе жде ние в том, что в Богоя вле нскую ночь не бо откры вае тся . О
че м откры тому не бу помолиш ься , то сбуде тся .
        В К ре щ е ние заканчиваю тся свя точны е ве че ра. Н очью пе ре д К ре щ е ние м
де вуш ки гадаю т, чтобы узнать свою судьбу. В кре щ е нскую ночь де вуш ки пе кли
пироги, вы ходили с ними на дорогу звать суже ного, старая сь узнать свою
судьбу. Гадаю т также о будущ е м. Т ак, наприме р, пе кут пирог и вы ходя т на
улиц у в полночь и, подой дя к какому-нибудь дому, прислуш иваю тся к
разговору. Пе рвое услы ш анное ими имя означае т имя будущ е го мужа, слово
ид и – замуже ство, сяд ь – возможность остаться в де вках, а слово л яг – сме рть.
Э то поэтиче ски описал поэт-романтик В .А .Ж уковский в балладе «Све тлана»:
Ра зв кре щ е нский ве че рок
        Д е вуш ки га д а л и:
З а ворот а ба ш ма чок,
        С няв с ноги, броса л и;
С не г пол ол и; под окном
        С л уш а л и, кормил и
С чёт нымкурицузе рном;
        Я рый воск т опил и;
В ча ш ус чист ою вод ой
        К л а л и пе рст е нь зол от ой,
С е рьги изумруд ны;
        Ра сст ил а л и бе л ый пл а т
И на д ча ш е й пе л и в л а д
        П е се нки под бл юд ны.