Техника рисунка. Самойлов Ю.К. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

19
11. Рисунокоснова искусства
Рисунок лежит в основе любого искусства, будь то графика, живопись, скульптура,
архитектура. Рисунок находит применение в различных сферах деятельности человека. Он
может носить вспомогательный характер, когда нужно зарисовать какую-либо деталь,
сделать эскиз, набросок какого-либо проекта, графически выразить свою мысль. Но может
быть и самостоятельным художественным произведением (рисунки И. И. Шишкина и других
мастеров карандаша). Рисунок может быть выполнен графитным и угольным карандашом,
сангиной и сепией, пастелью и акварелью, другими выразительными средствами. Его можно
процарапать на стене пещеры, на сырой штукатурке, на глине и глиняной посуде, вырезать
на дереве, на линолеуме, на металлической пластинке. И всё это объединяется одним
словом графика. Графика, как вид изобразительного искусствагравюра на дереве
(ксилография), гравюра на металле (офорт), литография, линогравюра и т. д. Кроме того, без
рисунка невозможно представить себе архитектурные и дизайнерские проекты. Учебники,
книжная и журнальная продукция будет мертва и невыразительна без рисунков, карикатур,
иллюстраций. Рисунок лежит в основе эскизов и разработок композиций, эскизов моделей
одежды и обуви, орнаментов в декоративных изображениях и т. д.
8. Школа рисунка
Чтобы овладеть секретами реалистического рисунка, необходимо учиться.
Художниками не рождаются, художниками становятся. Рисунок следует начинать от общего
к частному. Рассмотрев изображаемый предмет со всех сторон нужно провести анализ со
стороны масс, величин, пропорций, составить точное представление о его форме, объёме,
пространственном положении. Затем следует выбор размера и размещение рисунка на листе.
Соблюдая пропорциональные отношения, изображаемые объекты размещают на листе.
Выбор положения листа зависит от общей формы изображаемых предметов. Рисунок
должен быть удобочитаемым, убедительным, понятным зрителю. Композиционный центр
лучше разместить выше геометрического центра картинной плоскости, что придаст рисунку
динамичность и импозантность, или ниже геометрического центра. Это зависит от идейного
замысла. Работая над частями и деталями, следует помнить о пропорциональных
отношениях и перспективной взаимозависимости частей и деталей рисунка. Светотеневое
решение рисунка проводится с учётом воздушной перспективы. И в завершение рисунка
следует провести обобщение, привести рисунок к общему конструктивному и тоновому
решению.
Бумагу для рисования выбирают в зависимости от идейно-художественных задач, от
графического материала. Для работы графитным карандашом обычно берут плотную белую
бумагу с шероховатой поверхностью (ватман, полуватман), но можно выполнить хороший
рисунок и на цветной (тонированной) бумаге. Тонированную бумагу можно приготовить и
самому способом заливки слабыми растворами чая, кофе, однотонной акварелью или
гуашью.