ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
34
15. Композиция − это сочинение
Термин «композиция» (от латинского compositio) обозначает сочинение, составление,
расположение. Композиция в художественном произведении любого вида и жанра – главный
составной элемент, организующий и связывающий все его части в единое целое. Знание
объективных закономерностей искусства, а также приёмов и средств выражения, помогают
художнику более глубоко и правдиво отображать жизнь в своих произведениях. Основные
законы композиции это:
Закон единства содержания и формы. Если художник сумел воплотить содержание в
соответствующую форму, то зритель, не замечая плоскости полотна, красок,
композиционного решения, будет воспринимать изображенное как бы в реальном
пространстве.
Закон цельности требует подчинения всех элементов и частей произведения единому
идейному замыслу.
Закон типизации тесно связан с законом жизненной правдивости. Типичность
характеров и типичность обстоятельств, в которых происходят действия, − одна из черт
закона типизации.
Закон контрастов − основа выразительности изображения. При резком
противопоставлении формы, положения, цвета (краски) яснее воспринимаются.
Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу
обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно
содержательное и высокохудожественное произведение.
В композиции есть свои правила, приёмы и средства.
Сюжетно-композиционный центр картины составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания. Сюжетно-композиционный центр
располагают на наиболее видимой части картины, недалеко от геометрического центра.
Масштабность как средство выявления сюжетного центра прекрасно представлены в
работах великих мастеров изобразительного искусства: «Свежий кавалер» П. А. Федотов,
«Не ждали» И. Е. Репин, «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перов, «Весна» А. А. Пластов, «Всё
в прошлом» В. М. Максимов, «Жестокие романсы» И. М. Прянишников, «Боярыня
Морозова» В. И. Суриков и пр.
Приём изоляции, обособления сюжетного центра от других действующих лиц или
крупных и контрастных частей пейзажа, интерьера, для того чтобы он был бы сразу заметен.
Свет в художественном произведении используется как средство выявления
главного. С помощью света выявляется главное, наиболее существенное.
Равновесие в картине не означает расположение сюжетного центра в геометрическом
центре, но и сильно смещаться к краю он не должен, иначе нарушится равновесие картины.
Совмещение с геометрическим центром сюжетного центра создаёт ощущение равновесия,
статичности, устойчивости. Смещение сюжетного центра вверх придаёт изображению
импозантность, величественность.
Ритм как средство выражения в искусстве – повторяемость, чередование тех или иных
композиционных элементов произведения при строгой их соподчинённости внутри целого.
Формат влияет на построение, выразительность изображения, на цельность его
восприятия.
Размеры картины по-разному воздействуют на восприятие зрителя. Монументальные –
рассматриваются с большого расстояния. Размер в станковых произведениях определяется
темой, сюжетом, замыслом автора.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- …
- следующая ›
- последняя »