ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
Спонтанные описания (предъявления ситуации). В теории Морено спон-
танность понимается как форма энергии, которую нельзя аккумулировать, соби-
рать и хранить. Спонтанность должна появляться, чтобы израсходоваться и осво-
бодить место для своего нового возникновения. Такие спонтанные реакции: под-
линны, поскольку рождаются из глубины индивида, проявляются открыто и пол-
ностью и их ничто не подавляет (расходование энергии по типу «все или ничего»).
Таким образом, поощрение спонтанных реакций по определению обеспечивает их
аутентичность.
При этом спонтанное реагирование – это не обязательно быстрое реагиро-
вание, поскольку спонтанность требует адекватных реакций на ситуацию (и вре-
менами изобретает их), а таким реакциям необходимо предшествуют познава-
тельные процессы (восприятие, оценка, выбор и определение приоритетов и т.п.).
Усиливать спонтанность можно с помощью тренировки в импровизации.
Это могут быть неожиданные реакции вспомогательных лиц или неожиданные
ситуации (сюрпризы), в которых нужно найти адекватный ответ или решение, за-
частую, используя что-то новое для себя.
3 Принцип выборочного усиления (фокусировки).
Аналогичен технике (приему) фотоувеличения, когда картина целиком или
ее отдельная часть подвергается увеличению, и ее мельчайшие детали становятся
хорошо видимыми. Подобным образом «увеличение» отдельных частей того, что
представляет протагонист в психодраме, помогает лучше обратить внимание на
важные детали.
Та же идея используется и в других формах психотерапии. Обращение вни-
мание на «мелочи» (оговорки пациента, запинки или колебания в его реакциях,
рассказанный им пустяковый случай и т.п.). В обычной жизни они могут остаться
незамеченными, но в терапии получают особое значение. В психодраме данная
задача достигается изменением временных параметров и «выведением вовне»
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »