Этнопсихология - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
(…) Психологи, стараясь дать определение своей науки и отграничить ее от
других наук, должны были стать на слишком узкую точку зрения по отношению
к ее объему, методу и приложению. Большинство из них определяло ее, как науку
о сознательных процессах, и считало ее единственным методом интроспекцию,
так как интроспективный анализ и описание
состояний сознания было делом
психологии и не применялось никакой другой наукой. Защита интроспекции, как
единственного метода психологии, вызвала преобладание узкого и тормозящего
научный процесс воззрения на границы психологии, ибо эмоциональная жизнь и
игра мотивов, составляющие часть нашей душевной жизни, всего менее
поддаются интроспективному анализу и описанию; сравнительно с ним
содержание эмоциональной
и волевой сознательности представляет мало
разнообразия, крайне туманно и не поддается интроспекции.
(…) Вместо того, чтобы доказывать, насколько необходимо для всякой
социальной науки оправдать правильной теорией мотивов человеческое
поведение, я подведу итоги того, что сделано в этом отношении за XIX столетие.
В течение прошлого века большая часть писателей по социальным наукам,
делилась
на две категории. Одни сводили все мотивы к стремлению получить
удовольствие и избегнуть страдания; другие, отказываясь от этой
гедонистической теории, пытались объяснить поведение какой-то туманной
интуитивной способностью, носившей разные названиясознания (conscience),
моральной способности, нравственного инстинкта или морального чувства.
Но еще до конца столетия обе эти теории были признаны
неудовлетворительными,
хотя взамен их не было предложено никакой другой
доктрины, и, чтоб восполнить пробел, большинство психологов предложили одно
только слово «воля» или отделывались фразой вроде «стремление идей к
реализации». С другой стороны, в «Происхождении человека» (1871) Дарвин
впервые дал истинную теорию мотивов, управляющих человеческим поведением,