ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
стеной гостиной, где исполнялось траурное скрипичное трио. «Я проснулся от
щемящей муки, ранее не испытанной». «Разбуженный Богом», – скажет он о
себе потом. Все детство и юность именно музыка занимала и трогала его, к ней
он был наиболее склонен, хотя, как большинство одаренных детей, увлекался
многим. Сохранились его рисунки: сестра за столом, пейзажи. Отец, известный
художник Леонид Осипович Пастернак, говорил о нем позже: «Мог стать
художником, если бы работал».
Лето 1903 года Пастернаки провели в селе Оболенском под Малоярос-
лавцем. В день приезда Борис пошел в лес. Вдруг с соседней дачи послы-
шались нестройные фрагменты фортепианной музыки. Борис понял, что
присутствует при рождении музыки, что ее не исполняют, а сочиняют.
Впервые рояль звучал не отстраненно. Борису казалось: все, что он видит
и слышит в лесу в это солнечное утро, не сопровождается прекрасной
мелодией, а происходит в ней. Музыка сама создавала мир вокруг себя, сама
становилась миром…
На соседней даче жил Александр Николаевич Скрябин. Он работал тогда
над своей Третьей симфонией – Божественной Поэмой. И то первое
впечатление от музыки Скрябина, которое Пастернак испытал в 13 лет,
осталось неизгладимым. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех
в ней – Скрябина», - писал он позже.
Через три года Борис начал готовиться в Московскую консерваторию.
Казалось бы, для молодого человека прояснилось будущее. Но что-то мешало
ему. В своих сомнениях он ссылался на отсутствие абсолютного слуха, то есть
способности отличать высоту любой произвольно взятой ноты. Рассуждения о
том, что абсолютного слуха не было ни у Чайковского, ни у Вагнера и что
настройщики, им обладающие, композиторами, как правило, не становятся, на
него не действовали. Для Пастернака высшая проба работы художника была
уже тогда главным и неизменным критерием. Все чаще помимо музыки он
занимался поэтическими набросками, прозой, читал философов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- …
- следующая ›
- последняя »