Театр: балет и опера. Шаталов О.В. - 157 стр.

UptoLike

Составители: 

157
довало требование лишить Шаляпина звания народного артиста республи-
ки, которое он получил еще в 1918 г. 24 августа 1927 г. постановлением
Совнаркома Шаляпин был лишен этого звания. В 1929 г. Шаляпин жил в
Риме, там он в последний раз встретился со своим давним другом
М. А. Горьким, которому так и не удалось уговорить певца вернуться
на
родину. А в 1930 г. Горький написал резкое письмо, в котором высказы-
вался о певце в оскорбительном тоне. Шаляпин тогда с горечью сказал, что
«потерял лучшего друга». В. В. Маяковский, обвиняя в свою очередь
Горького в затянувшемся пребывании на Капри, писал о Шаляпине в духе
времени: «Или жить вам, // как
живет Шаляпин, // раздушенными апло-
дисментами оляпин? // Вернись // теперь // такой артист // назад // на рус-
ские рублики – // я первый крикну: // – Обратно катись, // народный артист
республики!..». В последние годы жизни он очень тосковал по России. Но-
вых оперных партий он не пел, начал часто болеть, писал свои воспомина-
ния «Маска и душа». Весной 1937
г. у него обнаружилась лейкемия. И че-
рез год, 12 апреля 1938 г., Шаляпина не стало. Перед смертью он мечтал
быть похороненным на родине. Его желание осуществилось только 29 ок-
тября 1984 г., когда прах Шаляпина был перезахоронен на Новодевичьем
кладбище в Москве.
Шварцкопф, Элизабет (Schwarzkopf, Elisabeth) (род. 1915), немецкая
певица (сопрано). Училась в Высшей музыкальной школе
в Берлине. Уче-
ница М. Ифогюн. Дебютировала в Берлинской опере в 1938 г. в партии од-
ной из дев-цветов в «Парсифале» Р. Вагнера. После нескольких выступле-
ний в Венской опере была с 1942 г. приглашена туда в качестве солистки
на ведущие роли. Позже пела также в «Covent Garden» и «La Scala». В
1951 г. в
Венеции на премьере оперы И. Ф. Стравинского «Похождения
повесы» пела партию Анны, в 1953 г. в «La Scala» участвовала в премьере
сценической кантаты К. Орфа «Триумф Афродиты». В 1964 г. впервые вы-
ступала в «Metropolitan Opera». Оставила оперную сцену в 1973 г. Красота,
прозрачность звучания голоса, тонкое чувство музыкального стиля соеди-
нялись у Шварцкопф с большим
драматическим талантом, сценическим
обаянием. Шварцкопфодна из лучших современных исполнительниц
партий в операх В. А. Моцарта, среди которых Графиня («Свадьба Фига-
ро»), Памина («Волшебная флейта»), Донна Эльвира («Дон Жуан»), Фьор-
дилиджи («Так поступают все»). Другие партии: Агата («Волшебный
стрелок» К. М. фон Вебера), Марцелина («Фиделио
» Л. ван Бетховена),
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Манон (од-
ноименное произведение Ж. Массне), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан, Лиу
(«Турандот» Дж. Пуччини), Мелизанда («Пелеас и Мелизанда» К. Дебюс-
си), Умница (одноименное произведение Орфа) и др. Выступала как кон-
цертная певица.
довало требование лишить Шаляпина звания народного артиста республи-
ки, которое он получил еще в 1918 г. 24 августа 1927 г. постановлением
Совнаркома Шаляпин был лишен этого звания. В 1929 г. Шаляпин жил в
Риме, там он в последний раз встретился со своим давним другом –
М. А. Горьким, которому так и не удалось уговорить певца вернуться на
родину. А в 1930 г. Горький написал резкое письмо, в котором высказы-
вался о певце в оскорбительном тоне. Шаляпин тогда с горечью сказал, что
«потерял лучшего друга». В. В. Маяковский, обвиняя в свою очередь
Горького в затянувшемся пребывании на Капри, писал о Шаляпине в духе
времени: «Или жить вам, // как живет Шаляпин, // раздушенными апло-
дисментами оляпин? // Вернись // теперь // такой артист // назад // на рус-
ские рублики – // я первый крикну: // – Обратно катись, // народный артист
республики!..». В последние годы жизни он очень тосковал по России. Но-
вых оперных партий он не пел, начал часто болеть, писал свои воспомина-
ния «Маска и душа». Весной 1937 г. у него обнаружилась лейкемия. И че-
рез год, 12 апреля 1938 г., Шаляпина не стало. Перед смертью он мечтал
быть похороненным на родине. Его желание осуществилось только 29 ок-
тября 1984 г., когда прах Шаляпина был перезахоронен на Новодевичьем
кладбище в Москве.

   Шварцкопф, Элизабет (Schwarzkopf, Elisabeth) (род. 1915), немецкая
певица (сопрано). Училась в Высшей музыкальной школе в Берлине. Уче-
ница М. Ифогюн. Дебютировала в Берлинской опере в 1938 г. в партии од-
ной из дев-цветов в «Парсифале» Р. Вагнера. После нескольких выступле-
ний в Венской опере была с 1942 г. приглашена туда в качестве солистки
на ведущие роли. Позже пела также в «Covent Garden» и «La Scala». В
1951 г. в Венеции на премьере оперы И. Ф. Стравинского «Похождения
повесы» пела партию Анны, в 1953 г. в «La Scala» участвовала в премьере
сценической кантаты К. Орфа «Триумф Афродиты». В 1964 г. впервые вы-
ступала в «Metropolitan Opera». Оставила оперную сцену в 1973 г. Красота,
прозрачность звучания голоса, тонкое чувство музыкального стиля соеди-
нялись у Шварцкопф с большим драматическим талантом, сценическим
обаянием. Шварцкопф – одна из лучших современных исполнительниц
партий в операх В. А. Моцарта, среди которых Графиня («Свадьба Фига-
ро»), Памина («Волшебная флейта»), Донна Эльвира («Дон Жуан»), Фьор-
дилиджи («Так поступают все»). Другие партии: Агата («Волшебный
стрелок» К. М. фон Вебера), Марцелина («Фиделио» Л. ван Бетховена),
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Манон (од-
ноименное произведение Ж. Массне), Виолетта, Мими, Чио-Чио-сан, Лиу
(«Турандот» Дж. Пуччини), Мелизанда («Пелеас и Мелизанда» К. Дебюс-
си), Умница (одноименное произведение Орфа) и др. Выступала как кон-
цертная певица.


                                    157