Теория и практика танцевально-экспрессивного тренинга - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
Действительно, тотемические танцы среди разновидностей первобытного
танца занимали особое место. Они были вплетены в тотемические обряды, в
которых молодые члены племени через уподобление тотему (тотем
определенный вид животных, птиц, растений, от которого происходил род
первобытного человека или даже отдельный человек) учились познавать
окружающий мир, знакомились с историей племени, приобщались к жизни
взрослых. Фактически, тотемический танец представлял собой средство
сохранения и передачи мифологических представлений племени об окружающем
мире и своем месте в этом мире. Л. Леви-Брюль так описывал тотемический
танец: «Подражая тому, что делали в определенных обстоятельствах мифические
предки, воспроизводя их жесты и действия, участники церемоний приобщаются
к ним и реально
сопричаствуют их сущности. Одновременно с этим новичков,
т.е. молодое поколение, которому предстоит включиться в поколение старших,
вводят в тайны священных обрядов, от которых периодически зависят
благосостояние и благополучие общественной группы. А заодно участникам
церемонии удается вызвать умножение, усиленный и быстрый рост растений и
животных, являющихся тотемами разных кланов племени» [30, с
. 115].
В целом, тотемический танец выполнял ряд важнейших для первобытного
племени функций. 1) Функцию «сохранения накопленного племенем жизненного
опыта и передачи его подрастающему поколению» [15, с. 50]. 2) Магическую
функцию или функцию мистического слияния с тотемом. 3) Функцию
самопознания и познания окружающей действительности. 4) Знаковую функцию.
Танец становится своеобразным социальным маркером, признаком
принадлежности к той или иной
социальной группе, так называемым «паспортом
рода, клана или отдельной личности» [15, с.50]. У племени бечуан (Африка) при
встрече незнакомые люди, для того, чтобы узнать, к какому клану они
принадлежат, спрашивали друг друга: «Как ты танцуешь?». Кроме того, уже в