Законы композиции. Композиционный центр. Шлеюк .С.Г. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

12
обычно читается слева направо, а при перевороте меняется ее смысл. В
случае А группа дисков «взлетает» и удаляется от нас. Этому впечатлению
способствует ритм от развивающейся маленькой формы к большой. В случае
Б создается впечатление дисков, летящих на нас.
Направление диагонали, выходящей из левого нижнего угла в верхний
правый угол, воспринимается как восходящее и набирающее высоту,
направление же другой диагонали представляется нисходящим.
Наглядным примером этого может служить картина известного русского
художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция произведения
имеет диагональное направление» она развивается из нижнего правого угла в
верхний левый, подчеркивая движение саней удаляющихся от нас, но вместе
с тем визуально и сани и главная героиня надвигаются на нас. Создается
впечатление действия, выходящего за рамки картины на зрителя /3/.
В формальной и в сюжетной композиции у каждого из изображаемых
объектов предполагается наличие собственных осей симметрии. Оси,
образованные вытянутой формой, допускают движение в двух направлениях.
В вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от
горизонтальной или вертикальной оси на небольшой угол, чувствуется
определенное притяжение к структурно сильному направлению внутри
формата. В качестве примера предложим контурную копию работы
художника Я.Чернихова /1/. По ней можно проследить расположение
внутренних осей симметрии различных геометрических фигур (некоторые из
них отмечены пунктиром). Нельзя не заметить их параллельное и
перпендикулярное размещение, одно направление движения
уравновешивается другим. Композиция особенно напряжена на пересечении
этих осей, образуя композиционный центр внутри самого крупного по
размеру диска.
При организации композиционного центра следует учитывать законы
визуального восприятия плоскости. Обычно он располагается в активной,
центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра
придает произведению большую внутреннюю напряженность и
пластическую выразительность.
Мы рассматривали различные виды двухмерной композиции с одним,
двумя или несколькими элементами внутри рамки. Обычно этих
составляющих намного больше и они имеют различные по очертанию
формы, размер, тональность, цвет, фактуру. Мы рассматривали примеры
ахроматических композиций, т.е. черно-белых, а ведь вариантов решения
композиционного центра в цвете еще больше. Каким же должен быть
композиционный центр? Эту сложную задачу может решить только автор-
художник. А для достижения композиционного единства и целостности
существует ряд приемов:
1) наиболее простой и понятный вариант, когда один из элементов
крупнее других, т.е. композиционным центром является самый большой
элемент композиции. Конечно, сама композиция должна быть уравновешена
и большой элемент выделен, т.е. окружен силовым полем, что бы взгляд
обычно читается слева направо, а при перевороте меняется ее смысл. В
случае А группа дисков «взлетает» и удаляется от нас. Этому впечатлению
способствует ритм от развивающейся маленькой формы к большой. В случае
Б создается впечатление дисков, летящих на нас.
   Направление диагонали, выходящей из левого нижнего угла в верхний
правый угол, воспринимается как восходящее и набирающее высоту,
направление же другой диагонали представляется нисходящим.
   Наглядным примером этого может служить картина известного русского
художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция произведения
имеет диагональное направление» она развивается из нижнего правого угла в
верхний левый, подчеркивая движение саней удаляющихся от нас, но вместе
с тем визуально и сани и главная героиня надвигаются на нас. Создается
впечатление действия, выходящего за рамки картины на зрителя /3/.
    В формальной и в сюжетной композиции у каждого из изображаемых
объектов предполагается наличие собственных осей симметрии. Оси,
образованные вытянутой формой, допускают движение в двух направлениях.
В вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от
горизонтальной или вертикальной оси на небольшой угол, чувствуется
определенное притяжение к структурно сильному направлению внутри
формата. В качестве примера предложим контурную копию работы
художника Я.Чернихова /1/. По ней можно проследить расположение
внутренних осей симметрии различных геометрических фигур (некоторые из
них отмечены пунктиром). Нельзя не заметить их параллельное и
перпендикулярное      размещение,      одно     направление       движения
уравновешивается другим. Композиция особенно напряжена на пересечении
этих осей, образуя композиционный центр внутри самого крупного по
размеру диска.
   При организации композиционного центра следует учитывать законы
визуального восприятия плоскости. Обычно он располагается в активной,
центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра
придает произведению большую внутреннюю напряженность и
пластическую выразительность.
   Мы рассматривали различные виды двухмерной композиции с одним,
двумя или несколькими элементами внутри рамки. Обычно этих
составляющих намного больше и они имеют различные по очертанию
формы, размер, тональность, цвет, фактуру. Мы рассматривали примеры
ахроматических композиций, т.е. черно-белых, а ведь вариантов решения
композиционного центра в цвете еще больше. Каким же должен быть
композиционный центр? Эту сложную задачу может решить только автор-
художник. А для достижения композиционного единства и целостности
существует ряд приемов:
   1) наиболее простой и понятный вариант, когда один из элементов
крупнее других, т.е. композиционным центром является самый большой
элемент композиции. Конечно, сама композиция должна быть уравновешена
и большой элемент выделен, т.е. окружен силовым полем, что бы взгляд
12