ВУЗ:
Составители:
10
суждения мы имеем о нем первоначальные сведения. Поэтому нам
необходимо рабочее поле для размещения предметов внутри его. Возьмем в
качестве примера квадрат полый внутри, т.е. только его контур. Зрительно
воспринимаемая часть квадрата внутри контура представляет собой силовое
поле. Фактически линиями внутри и снаружи этого квадрата являются гребни
- основные структурные направляющие из углов квадрата, из середин сторон
по вертикали и горизонтали. Вокруг этих структурных направляющих
присутствуют вторичные линии, слабее основных по энергетическому
уровню, но тоже активные. Эти структурные направляющие являются
центрами сил притяжения и отталкивания, влияние которых
распространяется на окружающую среду. Если рассматривать рамку-квадрат
отдельно как предмет, то она имеет собственный композиционный центр,
находящийся на пересечении вертикали и горизонтали или на пересечении
диагоналей. Это и есть силовые линии и поля, которые в пустой рамке
пассивны и активны, содержательны и бессодержательны. Центр квадрата
имеет четкое геометрическое нахождение, которое не совпадает с
визуальным восприятием центра (визуально глаз видит центр чуть выше).
Внесем изменения в виде диска, появившегося в рамке. Бесспорно, если диск
своим центром встанет четко на центр квадрата то он займет главное,
статичное положение («мёртвая точка»), т. е. диск находится на
равноудаленном расстоянии от всех структурных силовых направляющих
линий, точек и полей.
Если же диск будет смещен, то статичность композиции будет нарушена.
Внутри рамки-квадрата появляется движение, т.е. предмет находится в
неопределенном положении - он тяготится и к центру, и к диагонали, и к
краю.
Следовательно, на плоскости только в ограничивающей рамке, предмет
выявляет свои качества - может быть подвижным или неподвижным,
статичным или динамичным. Сам по себе диск уже является
композиционным центром, т.к. он единственный элемент композиции внутри
рамки, а при его изменении расположения внутри квадрата меняется
тематика произведения («Лежащий диск», «Летящий диск», «Улетевший
диск», «Взлетающий диск»...).
Мы рассматривали примеры с одним «действующим лицом», теперь же
попробуем в этот же квадрат-рамку ввести еще один точно такой же диск,
что же происходит? Возникает эффект взаимодействия двух дисков между
собой и эффект взаимодействия квадрата с дисками. Когда диски
расположены рядом друг с другом, они будут притягивать друг друга и
объединяться в группу, в сложный, цельный, единый объект. Объединяются
они лишь визуально, но составляют нечто целое, имеющее свое направление
и развитие, которое мы сразу же улавливаем «внутренним взглядом»,
соединив центры этих дисков и получив диагональную прямую являющуюся,
в данном случае, структурной осью композиции. Вообще, восприятие
композиции начинается с быстрого осознания характерных и наиболее ярких
особенностей структуры. Пространство, находящееся между объектами,
суждения мы имеем о нем первоначальные сведения. Поэтому нам необходимо рабочее поле для размещения предметов внутри его. Возьмем в качестве примера квадрат полый внутри, т.е. только его контур. Зрительно воспринимаемая часть квадрата внутри контура представляет собой силовое поле. Фактически линиями внутри и снаружи этого квадрата являются гребни - основные структурные направляющие из углов квадрата, из середин сторон по вертикали и горизонтали. Вокруг этих структурных направляющих присутствуют вторичные линии, слабее основных по энергетическому уровню, но тоже активные. Эти структурные направляющие являются центрами сил притяжения и отталкивания, влияние которых распространяется на окружающую среду. Если рассматривать рамку-квадрат отдельно как предмет, то она имеет собственный композиционный центр, находящийся на пересечении вертикали и горизонтали или на пересечении диагоналей. Это и есть силовые линии и поля, которые в пустой рамке пассивны и активны, содержательны и бессодержательны. Центр квадрата имеет четкое геометрическое нахождение, которое не совпадает с визуальным восприятием центра (визуально глаз видит центр чуть выше). Внесем изменения в виде диска, появившегося в рамке. Бесспорно, если диск своим центром встанет четко на центр квадрата то он займет главное, статичное положение («мёртвая точка»), т. е. диск находится на равноудаленном расстоянии от всех структурных силовых направляющих линий, точек и полей. Если же диск будет смещен, то статичность композиции будет нарушена. Внутри рамки-квадрата появляется движение, т.е. предмет находится в неопределенном положении - он тяготится и к центру, и к диагонали, и к краю. Следовательно, на плоскости только в ограничивающей рамке, предмет выявляет свои качества - может быть подвижным или неподвижным, статичным или динамичным. Сам по себе диск уже является композиционным центром, т.к. он единственный элемент композиции внутри рамки, а при его изменении расположения внутри квадрата меняется тематика произведения («Лежащий диск», «Летящий диск», «Улетевший диск», «Взлетающий диск»...). Мы рассматривали примеры с одним «действующим лицом», теперь же попробуем в этот же квадрат-рамку ввести еще один точно такой же диск, что же происходит? Возникает эффект взаимодействия двух дисков между собой и эффект взаимодействия квадрата с дисками. Когда диски расположены рядом друг с другом, они будут притягивать друг друга и объединяться в группу, в сложный, цельный, единый объект. Объединяются они лишь визуально, но составляют нечто целое, имеющее свое направление и развитие, которое мы сразу же улавливаем «внутренним взглядом», соединив центры этих дисков и получив диагональную прямую являющуюся, в данном случае, структурной осью композиции. Вообще, восприятие композиции начинается с быстрого осознания характерных и наиболее ярких особенностей структуры. Пространство, находящееся между объектами, 10
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »