Законы композиции. Композиционный центр. Шлеюк .С.Г. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Этот центр, при визуальной оценке значимости всех деталей композиции, как
нечто целого, является самой значимой «точкой отсчета».
Данная тема будет рассматриваться с помощью средств построения
формальной композиции. Что есть понятие «формальная композиция
Очень часто студенты недопонимают сущность этого понятия, ведь они
привыкли воспринимать сюжетную композицию в изобразительном
искусстве традиционно. Когда перед нами возникает образ окружающей
действительности, знакомые атрибуты жизни, идея произведения понятна и
ясна. Но что делать, когда перед зрителем сложное абстрактное,
беспредметное произведение, как воспринимать и понимать его?
Любое живописное академическое произведение задумывалось автором с
учётом его чёткой композиционной структуры. Ещё знаменитый советский
художник А.А. Дейнека по этому поводу писал: «Утверждение, что
композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более
странно, что, как правило, композиция любого вида изобразительного
искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается» /4/. Основы
изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.
Формальная композиция выражает идеи, эмоции, только раскрывает тему
она с помощью своих средствточки, линии, пятна, плоскости, раскрывает
также точно и остро, как традиционная.
С помощью формальной композиции будет дана «профессиональная
грамота» для того, что бы её основы можно было применять и в дизайне
одежды, и в архитектуре, и в конструировании упаковки и в сюжетной
композиции и т. д.
Формальная композиция не отрицает художественно-композиционный
опыт прошлого, а теоретически осмысливает его, обобщает, организуя в
специальную систему.
Художник не просто изображает действительность, он учитывает законы
композиции, мысленно продумывает размещение всех деталей и главного в
картине - ее центра. Если попробовать разобрать произведение на основные
осевые и направляющие, силовые поля и линии, центральные элементы и
дополнительные то мы получим его схему-каркас.
Понятие «схема-каркас» уже очень близко понятию «формальная
композиция». Ведь и мы начинаем изучать основы композиции с помощью
вспомогательных элементов - линия, пятно, точка, плоскость на начальном
пути постижения основ грамоты композиции, нам этого достаточно.
При организации композиционного центра следует учитывать законы
визуального восприятия плоскости. Очень любопытны опыты Рудольфа
Арнхейма (известного американского эстетика и психолога искусства)
проводимые с плоскостью. Многие его последователи проводили подобные
эксперименты, пожалуй, и мы в своем исследовании начнем с этого /1/.
Ни один предмет не воспринимается изолированно, а, только соотносясь
с окружающей средой /1/. Глядя на черный шар в пространстве, мы не можем
определить какой он: большой или маленький, тяжелый или легкий. Когда же
мы видим этот предмет в окружении других предметов, то путем визуального
Этот центр, при визуальной оценке значимости всех деталей композиции, как
нечто целого, является самой значимой «точкой отсчета».
   Данная тема будет рассматриваться с помощью средств построения
формальной композиции. Что есть понятие «формальная композиция?»
Очень часто студенты недопонимают сущность этого понятия, ведь они
привыкли воспринимать сюжетную композицию в изобразительном
искусстве традиционно. Когда перед нами возникает образ окружающей
действительности, знакомые атрибуты жизни, идея произведения понятна и
ясна. Но что делать, когда перед зрителем сложное абстрактное,
беспредметное произведение, как воспринимать и понимать его?
   Любое живописное академическое произведение задумывалось автором с
учётом его чёткой композиционной структуры. Ещё знаменитый советский
художник А.А. Дейнека по этому поводу писал: «Утверждение, что
композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более
странно, что, как правило, композиция любого вида изобразительного
искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается» /4/. Основы
изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.
   Формальная композиция выражает идеи, эмоции, только раскрывает тему
она с помощью своих средств – точки, линии, пятна, плоскости, раскрывает
также точно и остро, как традиционная.
   С помощью формальной композиции будет дана «профессиональная
грамота» для того, что бы её основы можно было применять и в дизайне
одежды, и в архитектуре, и в конструировании упаковки и в сюжетной
композиции и т. д.
   Формальная композиция не отрицает художественно-композиционный
опыт прошлого, а теоретически осмысливает его, обобщает, организуя в
специальную систему.
   Художник не просто изображает действительность, он учитывает законы
композиции, мысленно продумывает размещение всех деталей и главного в
картине - ее центра. Если попробовать разобрать произведение на основные
осевые и направляющие, силовые поля и линии, центральные элементы и
дополнительные то мы получим его схему-каркас.
   Понятие «схема-каркас» уже очень близко понятию «формальная
композиция». Ведь и мы начинаем изучать основы композиции с помощью
вспомогательных элементов - линия, пятно, точка, плоскость на начальном
пути постижения основ грамоты композиции, нам этого достаточно.
   При организации композиционного центра следует учитывать законы
визуального восприятия плоскости. Очень любопытны опыты Рудольфа
Арнхейма (известного американского эстетика и психолога искусства)
проводимые с плоскостью. Многие его последователи проводили подобные
эксперименты, пожалуй, и мы в своем исследовании начнем с этого /1/.
   Ни один предмет не воспринимается изолированно, а, только соотносясь
с окружающей средой /1/. Глядя на черный шар в пространстве, мы не можем
определить какой он: большой или маленький, тяжелый или легкий. Когда же
мы видим этот предмет в окружении других предметов, то путем визуального
                                                                        9