Законы композиции. Композиционный центр. Шлеюк .С.Г. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
5 Методические пояснения
«Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание) построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером
и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция
важнейший организующий элемент художественной формы, придающий
произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг
другу и целому» /5/.
Данное пособие представляет собой методическое руководство по
решению композиционных задач в дизайнерском творчестве. Оно
объединило в себе обширный теоретический материал в области композиции
непосредственно по теме: «Овладение принципами формально-
композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса
трансформации отношений главного и второстепенного» или проще, по теме
«Единство и соподчинение. Композиционный центр». Это пособие должно
служить вспомогательным материалом для студентов I курса по предмету
«Пропедевтика», т.к. включает в себя подробное рассмотрение темы и
перечень всех упражнений и заданий, связанных с обозначенной выше темой.
Искусство - это стремление к достижению равновесия, гармонии, порядка
и единства. Каждое художественное произведение имеет определенное
содержание и вся формальная, и цветовая организация подчинена
исключительно целям выражения этого содержания. Но композиция
произведения обычно состоит из нескольких героев или элементов, один из
которых несёт в себе главную идею произведения, а остальные подчиняются
ему, являются его составными частями. Подобное мы встречаем и в науке, и
в искусстве, и в архитектуре, и в литературе .. Ещё Аристотель говорил:
«Надо идти от вещей, в общем, к их составным частям: ведь целое скорее
обозначится чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает
многое наподобие частей» /2/.
Поэтому композицию можно считать состоявшейся, если она едина, если
присутствует единство пластического решения, образного и смыслового
раскрытия темы, единство формообразования, колорита и фактуры. Все эти
задачи выполняются путём соподчинения, т.е. выделения главного и
второстепенного или определения композиционного центра, как основного
носителя идеи, выразителя художественного образа. Важно понять и
доступно передать зрителю, что есть «главное» в композиции, а что
«второстепенное».
Главное - это элемент или группа элементов внутри формата композиции,
который играет основную смысловую и композиционную роль для её
цельного восприятия. Этот элемент так же является центром пересечения
взглядов зрителя при прочтении организационной структуры произведения,
т.е. взгляд, охватив всё произведение неоднократно, непроизвольно
возвращается к нему, выделяет его, подчиняясь своим внутренним эмоциям.
     5 Методические пояснения

  «Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание) построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером
и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция
важнейший организующий элемент художественной формы, придающий
произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг
другу и целому» /5/.

   Данное пособие представляет собой методическое руководство по
решению композиционных задач в дизайнерском творчестве. Оно
объединило в себе обширный теоретический материал в области композиции
непосредственно по теме: «Овладение принципами формально-
композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса
трансформации отношений главного и второстепенного» или проще, по теме
«Единство и соподчинение. Композиционный центр». Это пособие должно
служить вспомогательным материалом для студентов I курса по предмету
«Пропедевтика», т.к. включает в себя подробное рассмотрение темы и
перечень всех упражнений и заданий, связанных с обозначенной выше темой.
   Искусство - это стремление к достижению равновесия, гармонии, порядка
и единства. Каждое художественное произведение имеет определенное
содержание и вся формальная, и цветовая организация подчинена
исключительно целям выражения этого содержания. Но композиция
произведения обычно состоит из нескольких героев или элементов, один из
которых несёт в себе главную идею произведения, а остальные подчиняются
ему, являются его составными частями. Подобное мы встречаем и в науке, и
в искусстве, и в архитектуре, и в литературе .. Ещё Аристотель говорил:
«Надо идти от вещей, в общем, к их составным частям: ведь целое скорее
обозначится чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает
многое наподобие частей» /2/.
   Поэтому композицию можно считать состоявшейся, если она едина, если
присутствует единство пластического решения, образного и смыслового
раскрытия темы, единство формообразования, колорита и фактуры. Все эти
задачи выполняются путём соподчинения, т.е. выделения главного и
второстепенного или определения композиционного центра, как основного
носителя идеи, выразителя художественного образа. Важно понять и
доступно передать зрителю, что есть «главное» в композиции, а что
«второстепенное».
   Главное - это элемент или группа элементов внутри формата композиции,
который играет основную смысловую и композиционную роль для её
цельного восприятия. Этот элемент так же является центром пересечения
взглядов зрителя при прочтении организационной структуры произведения,
т.е. взгляд, охватив всё произведение неоднократно, непроизвольно
возвращается к нему, выделяет его, подчиняясь своим внутренним эмоциям.

8