Составители:
Рубрика:
20
моральное измерение, и как к корыстному занятию, свободному от
нравственных требований.
Необходимость для политики нравственных ориентиров отмечалась в
работах многих выдающихся мыслителей и философов – Аристотеля, И.Канта,
В.С.Соловьева, К.Поппера и др. Согласно Аристотелю, научное понимание
политики предполагает развитые представления о нравственности
(добродетелях), знание этики (нравов). В.С. Соловьев обращал внимание на
недопустимость отделения политики от нравственности, так как это мешает
прилагать к ней высшие требования жизни. Реалистичную и эффективную
политику он оценивал как искусство наилучшим образом осуществлять
нравственные цели в делах внутриполитических и международных.
Наряду с морализаторским подходом к политике широко распространено
мнение о значимости для нее только результативности. Сторонники этой точки
зрения считают важными для политика только профессиональную
компетентность, специальные знания, личные качества, обеспечивающие
поддержку общества (например, харизму). При таком подходе политические
действия выводятся за рамки моральных критериев.
Отделение политики от морали характерно для традиции, заложенной
итальянским мыслителем Н.Макиавелли. В его работе «Государь» политика
исследуется как область столкновения личных и групповых интересов,
свободная от нравственности. Морали отводится роль главным образом
регулятора частной жизни политиков.
Политика часто рассматривается как «грязное», аморальное занятие,
манипулирование людьми в корыстных целях. По мнению известного русского
философа Н.А.Бердяева, политика – самая зловещая форма объективации
человеческого существования, основанная на лжи.
Причинами аморальности в политике могут быть:
1) возможность корыстного использования власти и ее развращающее
воздействие на управляющих и управляемых;
2) органическая связь политики с интересами людей, далеко не всегда
согласующихся с нормами морали;
3) влияние на политику групповых ценностей, нередко противоречащих
общечеловеческой нравственности;
4) конфликтность политики, генерирующей враждебность по отношению
к соперникам.
Реалии политики, нередко противоречащие нравственным ценностям,
отнюдь не свидетельствуют о неприменимости к ней моральных оценок.
Разведение политики и морали всегда негативным образом воспринималось
общественным мнением. Не случайно апелляции к моральным нормам
неизменно присутствуют в программах политиков, особенно в предвыборные
периоды.
Нравственные категории добра, чести, долга, совести выступают в
качестве критериев поведения людей во всех областях их деятельности.
Поэтому политика не может не взаимодействовать с моралью, обладающей
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »