Введение в эргономику. Скибин Ю.В. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

19
- цветные картинки-предметы;
- цветные объекты информационно-технического характера;
- черно-белые картинки-фигуры;
- черно-белые геометрические фигуры, объекты.
Выстраивается последовательность от 1 до 10 фигур каждого типа, которую нужно
воспроизвести. Результатом являются графики, отображающие процент неверных
ответов при воспроизведении предложенной последовательности.
Программа анализа времени реакции человека-оператора на входную
информацию.
Программа опирается на закон Хика (9), но с небольшим дополнением:
учитывается время нажатия на клавишу
к
T
IkTTT
кРЧ
+
+
=
0
.
(12)
Перед выполнением теста измеряется время нажатия на клавишу
к
T и время
реакции человека на неосмысленную информацию.
Сам тест, то есть определение времени реакции человека на осмысленную
графическую информацию состоит из 5 этапов, отличающихся по уровню сложности
(табл. 2). Для большей достоверности результата каждый этап состоит из 5 подэтапов
(заданий).
Таблица 2
Характеристика этапов тестирования
этапа
Информативная
емкость
Общее
количество фигур
Количество
искомых фигур
Наличие
«помех»
Количество цветов,
используемых для
«помех»
1 0,5 – 1,2 3 – 4 1 – 2 нет
2 1 – 2,1 8 1 – 2 нет
3 1,5 – 2,5 10 – 11 2 – 3 нет
4 1 – 2,5 9 – 10 3 – 4 Да 2 – 3
5 1,8 – 3,2 10 – 12 3 – 4 да 4 – 6
Информационная емкость графических кодов зависит от следующих особенностей:
1.
Фон. Черный, белый и серый фон не оказывает влияние на информационное
содержание рисунка.
2.
Обрамление. Обрамление ярко-зелёного или красного цвета усиливает
информационную значимость картинки на 0,23 бит.
3.
Количество фигур.
а) количество фигур вообще;
б) количество нужных фигур;
в) наличие «помех».
Увеличение общего числа графических информационных кодов в
n раз, а
анализируемых в
m раз увеличивает информационную емкость в
()()
k
k
03,1231
3
+
и
()
k
k
ee 06,1 раз соответственно. Наличие одной ненужной графической
информации, т.е. помехи увеличивает информационную емкость в 0,98 раз
.
4. Цвет фигур. Не рекомендуется применять фигуры красного и ярко-зелёного цвета.
Искомые фигуры должны иметь разные цвета. Если у нескольких фигур одинаковый
цвет, то это оценивается как одна фигура.
5.
Форма фигур. Искомые фигуры должны быть треугольником, эллипсом или
прямоугольником (горизонтальным или вертикальным, но не располагающимся под