Русская культура периода феодальной раздробленности. Скребнев В.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье
по ковылю ты развеял
Вопросы к документу 2:
Фрагмент из какого выдающегося произведения древнерусской литературы конца XII в. приведён выше?
Какие гипотезы относительно времени создания и авторе данного текста Вам известны? В чём состоит основ-
ной идейный смысл произведения?
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Документ 3
3
Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий муд-
рыйчто золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупыйчто шелковая подушка, соломой набитая.
Господине мой! Не смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я, господине, хоть одеянием и
скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе.
Но поставь сосуд гончарный под капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду слова уст моих.
Как Давид сказал: «Сладки слова твои, лучше меда они устам моим». Ибо и Соломон сказал: «Слова добрые
сладостью напояют душу, покрывает же печаль сердце безумного».
Ибо мудрого мужа посылайи мало ему объясняй, а глупого посылайи сам вслед не ленись пойти. Очи
мудрых желают блага, а глупогопира в доме. Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь
премудрого, и он еще мудрее станет.
Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не со-
бирают, но сами себя родят. Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно ни
золота, ни серебра, а глупомумудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли пожрет
синица орла, коли поплывет камень по воде и коли начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.
Вопросы к документу 3:
Отрывок из какого произведения древнерусской литературы приведён выше? Назовите автора данного
произведения. Почему, на Ваш взгляд, Д.С. Лихачев называет его «интеллигентом Древней Руси»?
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3
Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 102–103.