Русская культура периода феодальной раздробленности. Скребнев В.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

нощно, подобно дереву плодовитому, посаженному у источников водных, которое в свое время даст плоды
свои.
<…> Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним, а их имена в книгах
жизни. Так понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились.
Вопросы к документу 7:
Первые годы существования какого известнейшего русского монастыря описывается в приведённом выше
отрывке из «Жития преподобного Сергия Радонежского»? Как Вы думаете, какую роль этот и подобные ему
монастыри играли в истории русской культуры?
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Документ 8
8
Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивано-
вича, а мать еговеликая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя
Русской земли, корня святого и богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Вла-
димира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба.
Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил
бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девя-
тилетним ребенком с любимым своим братом Иваном. Потом же и тот умер, также и мать его Александра пре-
ставилась, и остался он на великом княжении.
И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину своювеликое
княжение, по дарованной ему от бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным преда-
вался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с доброде-
тельными всегда беседовал. И Священное писание всегда с умилением он слушал, о церквах божьих усердно
заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умомзрелому
мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И
славный град Москву стенами он на диво всем оградил. И в этом мире прославилсясловно кедр в Ливане воз-
несся и словно финиковая пальма расцвел.
Вопросы к документу 8:
О строительстве какого архитектурного сооружения упоминается в приведённом выше отрывке из «Слова
о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»?
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
_______________
8
Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV вв. М., 1981. С. 209.