История Тамбовского края: век XX-й. Слезин А.А - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

янина Борлова подотдел союза возник в селе Малышеве Спасского уезда. 27 декабря 1906 г. состоялось учреди-
тельное собрание Борисоглебского отдела, который возглавил врач Н. Мирнов. Организации открылись с раз-
решения губернатора, в письменной форме признавшего законность их деятельности. В декабре 1906 г. Глав-
ный Совет Союза русского народа заявил об открытии отделений в городах Елатьме, Козлове, селе Потапьеве
Елатомского уезда; в январе-апреле 1907 г. – в городе Кадоме и селе Старо-Юрьеве (с его волостью) Козлов-
ского уезда. Заявления об их открытии Главный Совет подал в Канцелярию Санкт-Петербургского градона-
чальника, управляющий которой уведомил Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. Все
отделения пользовались типовым уставом и поддерживали контакты непосредственно с центральной организа-
цией союза в Петербурге.
Широкая организационная и идейная автономия консервативных союзов позволяла иметь собственные
программы и уставы, что обусловило приоритет их внимания к проблемам, имевшим особую актуальность в
своем регионе. Тем не менее, принципиальные программные положения – "Православие, Самодержавие, Рус-
ская народность" – совпадали. Несмотря на созвучие, это не являлось реанимацией реакционной "теории офи-
циальной народности" Николая I: была предложена программа мирного обновления страны на основе тесного
сотрудничества власти и общества.
На первом месте стояло укрепление позиций Православия, которое считали естественной основой духов-
ности российского общества. Консервативные общественно-политические организации исходили из того, что
влияние церкви в обществе определяется ее моральным авторитетом. Они разработали свои предложения по
укреплению позиций православия за счет активизации миссионерства при полной терпимости к другим кон-
фессиям, выраженной в свободе исповедания веры и исполнения религиозных обрядов. Для поднятия авторите-
та православной церкви в духовной жизни страны предлагалось восстановить соборное начало управления цер-
ковью, повысить роль прихода, сделав его одним из элементов местного самоуправления, сделать всесослов-
ными духовные учебные заведения, отменить плату за обряды, назначить духовенству жалованье.
Второй по значимости проблемой стал вопрос об эволюции самодержавия, начатой Высочайшим Манифе-
стом 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка". Проблема осложнялась тем, что
наделение Государственной Думы законодательными полномочиями и сохранение за государем "верховной
самодержавной власти" создавали правовую коллизию. Вопрос о самодержавии в связи с Манифестом 17 ок-
тября специально обсуждался на собраниях Тамбовского Союза русских людей 6 и 18 декабря 1905 г. Все вы-
ступавшие сошлись в итоге на том, что Россия остается самодержавной монархией: Манифест 17 октября не
ограничивает самодержавие, а лишь меняет егоот бюрократического абсолютизма в
исконную русскую фор-
му с правом совета и мнения за выборными от народа.
Русские консерваторы подчеркивали необходимость и полезность для огромной Российской державы са-
модержавия как надсословной, надэтнической, надпартийной системы власти, считали, что ограничение само-
державия ведет к анархии, распаду государства. Они предостерегали от механического перенесения на русскую
почву западных парламентарных учреждений, призывали к осторожности, максимальному учету исторических
традиций и
особенностей России, ее отдельных регионов. По их мнению, сохранение самодержавия не проти-
воречило наличию политических и гражданских свобод, "основанных на подчинении законам, долгу и голосу
совести". Демократические свободы, дарованные Манифестом 17 октября 1905 г., приветствовались. Но все эти
свободы должны были осуществляться исключительно в рамках законов, ни в коем случае не перерастая в про-
извол. Все члены консервативных союзов сходились во мнении в любом случае поддерживать самодержавие
всеми законными средствами.
Вместе с тем русские консерваторы считали, что государственная система Российской империи нуждается
в реформировании, резко критиковали ее недостатки. Прежний бюрократический способ управления подлежал
ликвидации. Однако "залог преуспеяния России" виделся, – как указывалось в воззвании Тамбовского Союза
русских людей, – "не в ограничении власти Государя, а в тесном единении русского народа, освобожденного от
чиновничьей опеки, со своим Самодержавным представителем, Царем православным". Для достижения этой
цели консервативные организации, в большинстве своем, признавали необходимость народного представитель-
ства в той или иной форме (Земский Собор, Государственная Дума), но обязательно носящего деловой характер
и не посягающего на прерогативы самодержца.
Козловский отдел Тамбовского Союза русских людей отвергал "посредство" народного представительства.
Для установления "действительного единения царя с народом" он предлагал заменить губернское деление им-
перии областным с введением широкого земского самоуправления, в том числе и в так называемых "инородче-
ских" областях, гарантируя русским преобладающее влияние в областях со смешанным этническим составом
населения.
Тамбовский Союз русских людей выступал за сохранение губернского деления, но при обязательном его
реформировании путем наделения граждан законными полномочиями "в деле местного благоустройства". За
земскими и городскими общественными учреждениями закреплялось право внесения в Государственную Думу
ходатайств о местных нуждах.
Русские консерваторы подчеркивали: совершенствование политической системы вовсе не означает ее лом-
ку, самодержавиене тормоз на пути прогресса, а наиболее приемлемая для России система власти, способная
обеспечить максимально безболезненный переход страны на новую ступень развития.
Хотя защита интересов русского народа считалась одним из основных принципов "черносотенной" идео-
логии, консервативные организации Тамбовской губернии, в отличие от организаций, действовавших в регио-
нах со сложными межнациональными и межконфессиональными отношениями, не уделяли этому вопросу осо-