Рождение Российской империи. Слезин А.А - 7 стр.

UptoLike

Но "око государево" было невсевидящим. Огромное количество нарушений установленного Петром
порядка лежало вне сферы воздействия контроля. И Петр пытался апеллировать к чести, долгу, созна-
тельности чиновников. Он даже издал указ, приравнивавший нарушителей законов к изменникам. Петр
предостерегал, что результаты нарушения законов проявятся не сиюминутно, но "мало-помалу все ра-
зорится, и люди в непослушании останутся". Поучительно-педагогический характер носила деятель-
ность Петра в ролях капитана, штурмана, корабельного мастера и т.п. При этом внешний демократизм
Петра не должен вводить в заблуждение относительно характера его власти. Всегда и всюду Петр ос-
тавался абсолютным монархом. Император, который мог ковать железо, чтобы заработать на башмаки,
железной рукой воплощал в жизнь свои идеи идеального государства.
Вопрос о том, может ли забота об Отечестве быть оправданием деспотизма Петра, мы оставляем на
размышление вдумчивого читателя. Но при всех аргументах вряд ли он сможет оспорить утверждение,
что петровское государство набросило крепкую узду практически на все сферы общества.
При Петре государство вмешивалось даже во все церковные дела, прежде всего, в управление не-
сметными богатствами церкви. В 1721 г. церковь получила новый высший орган Святейший Всерос-
сийский Правительствующий Синод. Великолепный знаток жизни Петра Н. И. Павленко рассказывает,
что присутствуя на собрании церковных иерархов, царь обнаружил их желание иметь патриарха. Петр
вынул из кармана Духовный регламент и голосом, не допускавшим возражений, произнес: "Вы просите
патриарха, вот вам духовный патриарх". Другой рукой он извлек из ножен кортик, ударил им по столу
и, обращаясь к недовольным, добавил: "А противомыслящим вот булатный патриарх!".
Названный выше Духовный регламент подготовил Феофан Прокопович правая рука царя в цер-
ковных преобразованиях. Регламент был призван не только подчинить церковь государству, но и как
можно больше принизить ее роль. Специальным указом каждый священнослужитель обязывался быть
доносчиком, неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедывающегося
"к измене или бунту на государя".
Над Синодом не было иной власти, кроме самодержца. Постоянный контроль за его деятельностью
вел назначаемый императором обер-прокурор. Члены Синода приносили присягу в верности императо-
ру, объявленному Духовным регламентом помазанником божьим, имевшим полную власть в государст-
ве и церкви. Этой властью Петр пользовался очень широко. Некоторые монастыри он превратил в бога-
дельни. Запретил в монастырях писать какие-либо письма, дал указания об изъятии чернил, определил,
что следует читать и как истолковывать прочитанное (кстати, это позволяет нам сделать поправку в ус-
тоявшихся взглядах на роль Петра в просвещении: он насаждал не просто просвещение, а полицейско-
подконтрольное просвещение). Петр установил штрафы за непосещение исповеди, за отсутствие в церк-
ви в праздничные и выходные дни. Духовные кадры стали использоваться в мирских целях (вплоть до
выставления священников на карауле у шлакбаумов).
Царь издавал указы, грозившие каторгой носившим бороды, продавцам русского платья и сапог,
нищим, обязывающие определять на работу на мануфактуры проституток, расписывающие, как надо
изготавливать одежду, как и когда топить баню, из чего делать гробы. Устанавливались многочислен-
ные штрафы для опоздавших на работу или незанимающихся прямыми обязанностями чиновников. При
невозможности заплатить штраф надо было отработать его на галерах. "Наш народ, писал Петр, яко
дети ... которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают".
При Петре произошло принудительное превращение всех дворян в государственных служащих.
Петр не останавливался ни перед угрозой конфискации земельных владений у нерадивых подданных,
ни перед жестким ограничением прав дворянина отца семейства распоряжаться своим поместьем
(имеется ввиду указ о единонаследии 1714 г., согласно которому в семье лишь один из сыновей мог на-
следовать землю, чтобы остальные, лишенные основного средства существования, вынуждены были
идти на государственную службу). Как и раньше, дворяне были обязаны смолоду поступать на военную
службу, но теперь они должны были служить не только во время войн, а пожизненно.
В 1722 г. была издана знаменитая "Табель о рангах", регламентировавшая продвижение по службе.
Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии
и флоте и канцлера на гражданской службе до низшего 14-го ранга прапорщика и коллежского асессора.
"Табель о рангах" предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сосло-
вий: вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе и обер-офицерского чина по военной они
становились потомственными дворянами.