ВУЗ:
Составители:
22
слева, так и справа. 10 июня 1794 г. они приняли решение казнить без суда и
следствия.
Общая цифра жертв массового террора точно не определена; историки называют
разные цифры: от 25 до 40 тыс. + 300 000, которые находились в это время в
тюрьмах. Робеспьер, согласно учению Руссо, вывел формулу "революционной
целесообразности», рассматривая террор как «добродетель», основанную
на
«обшей воле», утверждая при этом, что «идея выше человека». «Закон
самосохранения нации, - провозглашал Робеспьер, - высший закон природы".
"Робеспьеристы" объявили о создании новой культуры, которую принято
связывать в исторической литературе с санкюлотским стилем. Был введен новый
календарь, начинавший летоисчисление от первого года ликвидации монархии во
Франции. Появились новые названия
месяцев: термидор, вандемьер, брюмер,
вантоз, жерминаль и т.п. Всё это было частью политики дехристианизации,
которую в своё время разрабатывал Вольтер.
Новая религия якобинцев изначально имела антиклерикальный характер и стала
выражением планов просветителей, которые предлагали создать гражданскую
церковь. В ноябре 1793 г. Конвент отменил Культ Бога (Культ Иисуса Христа) и
объявил
о создании Культа Разума.
7 мая 1794 г. был провозглашен Культ Высшего Существа. Появилась новая
культовая обрядность, церемонии; проводились культовые фестивали. В
частности, 8 июня был проведен фестиваль в честь Высшего Существа.
Всё это свидетельствовало о деизме якобинцев. Они пытались реконструировать
основы всей европейской цивилизации, но при этом их, как и их учителей
-
просветителей, нельзя было назвать атеистами. "Раздавите эту гадину",- призывал
Вольтер, имея в виду католическую церковь, но в то же время говорил: "Если
Бога нет, его надо выдумать", учитывая глубокую религиозность французского
народа.
Выводы:
Радикальный этап революции способствовал созданию национальной армии и
породил идею тотальной войны. На этом этапе простой
народ окончательно был
вовлечен в политику. Противоречивая политика, которую проводили якобинцы,
вызывала резкие протесты широких слоёв французского общества. В ответ
последние организовали массовый террор, который привел в конечном итоге к
крушению их власти во Франции.
В советской историографии, начиная с 20-х гг. и до начала 70-х гг. XX в. велись
широкие
дискуссии о социальной природе якобинской власти. Сложились в этой
связи так называемая "московская" и ленинградская" школы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »