Основы психологии. Сорокун П.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

28
низмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что меж-
ду сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромисс-
ные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрей-
ду, являются желания и влечения, главными из которых являются сек-
суальные влечения, содержанием же сознания являются моральные
принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых ин-
стинктивные
влечения являются постыдными и не должны пропускать-
ся в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же
прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу
бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму.
Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов,
которые должны быть подвергнуты анализу
и устранены посредством
специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, ана-
лиза сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.
Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но
теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био-
логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по
меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной
схватке сошлись старая
дева и сексуально помешенная обезьяна.
Последователи ФрейданеофрейдистыАдлер, Фромм и др., со-
хранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в
наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были при-
знать решающее влияние социальных факторов на психику и поведе-
ние человека. Так Фромм считал, что там, где
подавляется личность,
возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия
(стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.
Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда
1
,
создавшегоДианетику” - современную науку, как он пишет, душевно-
го здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теорети-
ческие положения и методы восстановления душевного здоровья свя-
заны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику
построена на приоритете бессознательного.
Книга ХаббардаДианетикабыла опубликована в 1950 г. и сра
-
зу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей стра-
ны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим
причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не
упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностьюДи-
низмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что меж-
ду сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромисс-
ные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрей-
ду, являются желания и влечения, главными из которых являются сек-
суальные влечения, содержанием же сознания являются моральные
принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых ин-
стинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускать-
ся в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же
прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу
бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму.
Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов,
которые должны быть подвергнуты анализу и устранены посредством
специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, ана-
лиза сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.
      Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но
теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био-
логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по
меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной
схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.
      Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., со-
хранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в
наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были при-
знать решающее влияние социальных факторов на психику и поведе-
ние человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность,
возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия
(стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.
      Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда 1,
создавшего “Дианетику” - современную науку, как он пишет, душевно-
го здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теорети-
ческие положения и методы восстановления душевного здоровья свя-
заны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику
построена на приоритете бессознательного.
      Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сра-
зу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей стра-
ны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим
причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не
упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Ди-

                                                                 28