Архитектурно-историческая среда. Сотников Б.Е. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
1.3. Виолле-ле-Дюк. Стилистические реставрации
В ожидании постижения объективных законов средневековой архи-
тектуры представлялось естественным избежать произвола и художест-
венных неудач, копируя подлинные образцы. Так возник метод реставра-
ции по аналогиям, чрезвычайно распространенный в практике XIX в.
«Несмотря на все наше изучение средних веков, – писал по этому поводу
Мериме, – мы не достигли возможности творить в этом стиле. Копировать
и копировать верноэто уже достаточно редкое достоинство». Наиболь-
шее влияние на развитие реставрационной теории и практики в XIX в.
оказала деятельность Эжена Эммануэля Виолле-ле-Дюка. Виолле-ле-Дюк
был выдающейся личностью. Крупный ученый, теоретик и историк архи-
тектуры, талантливый художник, одаренный писатель, неутомимый прак-
тик-реставратор, он оставил после себя большое число произведений са-
мого разного жанра. Как теоретик Виолле-ле-Дюк стоял на позициях ра-
ционалистического понимания архитектурных задач, во многих своих вы-
сказываниях как бы предвосхищая идеи XX в. Идеал рациональной, кон-
структивно и функционально оправданной архитектуры он видел в искус-
стве готики. Его обращение к готике не было, однако, призывом к про-
шлому. Хотя сам он и пробовал силы в строительстве новых церквей в го-
тических формах, он прежде всего требовал соответствия архитектуры
времени и месту. «Архитектор XIII в., – писал он, – оказавшись среди нас
сегодня, не построил бы здания времени Филиппа Августа или Людовика
Святого, так как первым законом его искусства должно стать соответствие
нуждам и нравам момента, рациональность». В отличие от романтической
традиции видеть в готике воплощение мистического духа средневековья и
идеалов живописности Виолле-ле-Дюк воспринял ее как последователь-
ную и совершенную инженерную систему, в которой декорация служит
выявлению структурной основы здания. Хотя такая концепция готики у
Виолле-ле-Дюка не лишена односторонности и приложима не ко всем
произведениям, а главным образом к главнейшим раннеготическим собо-
рам, в целом она сыграла важную роль для лучшего понимания архитек-