Ландшафтная архитектура. Сотникова В.О. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Глава 1. РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ
1.1. Садово-парковое искусство древнего мира
Египет
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия
до н.э. (Приложение, рис. А 1). Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил,
несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произ-
растали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нилатростники, папи-
русы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием
осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на
сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирри-
гационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройст-
вами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.
Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египетгранита,
известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые ком-
плексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.
История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительст-
ва, делится на несколько периодов:
Древнее царство – 3200–2400 гг. до н. э., столицаМемфис. Среднее царство
ХХII–ХVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного
войнами и раздробленностью, столицаФивы (Приложение, рис. А 2). Затем наступил двух-
вековой перерыв (ХVIII–ХVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство
ХVI–ХI вв. до н. э. и позднее время с Х в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Алексан-
дром Македонским, который основал новую столицуАлександрию.
Период существования Древнего царства характеризуется строительством пирамид.
За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градо-
строительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады
создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со
священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов,
которые имели прямолинейную сетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен,
производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и мону-
ментальные пилоны храмов»[11]. Валы и стены защищали город не только от вражеских на-
шествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и
храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м),
рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды
пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании
с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, зате-
ненных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композицион-
ной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее
как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последователь-
но изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.
В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического
чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными про-
странствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их раз-
меров при движении.
Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, кано-
низированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада,
который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.