Проектирование элементов благоустройства. Детские площадки. Площадки отдыха. Малые сады - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

метрия» стало ассоциироваться с ясностью плана, с его равновесием, ритмом, единством и
стабильностью.
Когда вследствие симметрии два противостоящих друг другу элемента кажутся распо-
ложенными раздельно, между ними развивается видимое притяжение и напряжение. Два та-
ких элемента настолько тесно связанны между собой, что начинают восприниматься как
один, включая пространство между ними.
Каждая симметричная композиция должна быть в равновесии и тем самым в покое.
Любой объект симметричного плана требует завершения, которое может быть достигнуто
только при помощи противоположного объекта. Когда в симметричной композиции убирает-
ся даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, вся композиция испытывает напряже-
ние. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ни-
ми, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство,
если этого не происходит.
Зрительное равновесие (баланс) существенно для всех хороших композиций и для всех
видов искусства. Любая картина, любой вид или перспектива, в которой отсутствует такое
равновесие, производит раздражающее и неприятное впечатление. В природе очень редко,
если только это вообще возможно, можно найти элементы ландшафта, расположенные сим-
метрично по обеим сторона линии взгляда.
Поскольку мы обычно думаем о естественном ландшафте, мы можем заключить, что
видимое равновесие должно быть присуще и естественному ландшафту. Глаз отталкивается
от чего-либо неуравновешенного и привлекается к уравновешенному, постоянно выискивая
те части видимого ландшафта, которые создают приятное оптическое равновесие.
В симметрических композициях равновесие достигается путем равенства форм и
рас-
тений. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем - с помощью
асимметричной, живописной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по
форме части располагаются таким образом, что создается впечатление уравновешенности.
Асимметрия более утонченна, непреднамеренна и поэтому более интересна. Нас не ве-
дут шаг за шагом вдоль жесткой композиции или сквозь нее. Напротив, нам предоставлена
свобода самим исследовать и открывать в ландшафте то, что красиво, привлекательно или
полезно, и, что особенно важно, асимметричная компоновка влечет за собой меньше нару-
шений природы.
Асимметричными могут быть расположение цветов и кустарников в группе; располо-
жение самих групп, формирующих пространство сада, планировка участка в целом: свобод-
ная, динамичная, вытекающая из природных условий участка.
Контраст и нюанс. Контраст и нюанс - важнейшие композиционные средства.
Контраст - это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их
сопоставлении. Например, светлый - низкий, большой - маленький. В контрастных сочета-
ниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев
оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного
массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д.
Классик русского садоводства прошлого века А. Э. Регель так пишет о контрасте:
«Значение контраста проистекает не из одной только любви к разнообразию, а тем, что бла-
годаря контрасту объект выделяется лучше и яснее со всех сторон. Но первое условие кон-
траста является в том, чтобы в контрастирующих объектах имелась общность характера, так
чтобы противоположностями являлись цвета и формы, а не разнородность предметов.
Контрастом является дерево, растущее на берегу озера или пруда, еще большим контрастом
будут деревья с закругленной кроной в отношении к деревьям пирамидальной формы, кон-
трастирует зеленая листва с серебристой, листья с иглами и т. д. Контраст заключается в
противопоставлении горизонтального и перпендикулярного, гладкого с шероховатым, тем-
ного со светлым, вогнутого с выпуклым».
56
Контрастные сопоставления форм подчеркивают качественные различия предметов.
Пользуясь этим приемом, можно изменить ощущение от размера предметов: предмет будет
восприниматься меньше по размеру, или, наоборот, будет восприниматься больше в окруже-
нии мелких предметов. Так, дерево выглядит выше, окруженное низким стелющимся кус-
тарником, если же нужно добиться визуального ощущения уменьшения высоты дерева, луч-
ше посадить рядом еще несколько деревьев меньшей высоты. Водоем будет восприниматься
как лужица в окружении высоких деревьев, но станет зрительно значительнее, если посадить
рядом невысокие кустарники и цветы.
С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окра-
шенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на
белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном -
зеленый, на зеленом - красный. Эти закономерности в природных композициях корректиру-
ются состоянием погоды, временем года и суток, освещенностью.
Любители необычного могут использовать контраст форм в планировке участка, фор-
мах газона, цветников, водоемов и зон отдыха. Геометрическая форма бассейна уравновеши-
вается плавной
линией газона, остроконечная крыша дома - свободной формой цветника.
Однако хаотичность контраста обманчива, нет ничего более
продуманного, чем кажущаяся
дисгармония.
Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить толь-
ко на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом - тонким переходом
похожих друг на друга, незначительно отличающихся форм, красок, пространств. Нюансные
соотношения требуют хорошего значения материала и тщательности исполнения. Чаще все-
го именно на нюансах строится цветовая композиция сада.
Ритм. В ландшафтном искусстве ритм - это повторяемость отдельных элементов и
расстояний между ними. Примером могут служить аллеи. В ритмических построениях уча-
ствуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их по-
вторении 5-8 раз. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа эле-
ментов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощуще-
ние монотонности. Для снижения монотонности меняют расстояния между деревьями, от-
крывая в стороны пространство, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульпту-
ры. Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; мож-
но создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п.
5.1. Основы планировки
Что же означает понятие «планировка»? Прежде всего, это удобное и практичное взаи-
модействие всех элементов сада и архитектурных сооружений, эскиз будущего сада, цветни-
ка и прочих зеленых насаждений, а также перенесение проекта в натуру.
При планировке участка следует учесть не только интересы заказчика, но и не забыть
про соседей и окружающий ландшафт, не рубить сгоряча оказавшиеся на вашей земле взрос-
лые дикорастущие деревья - возможно, их с успехом можно будет вписать в будущую ком-
позицию вашего сада.
Не только добиться эстетического эффекта, но сделать участок удобным и приятным
для отдыха и работы - вот главная задача правильной планировки.
Основные ошибки на первом этапе планировки - неправильная ориентация по сторо-
нам света. Нужно учесть, как освещается участок в течение дня и в разное время года, как
передвигаются по нему вслед за солнцем тени от зданий и деревьев. Лишь в этом случае вы
сможете правильно выбрать место для оборудования и наметить территорию для отдыха.
Сажать растения также нужно с учетом их требований - многие из них нуждаются в ярком
57
свете, а некоторые, наоборот, не выносят прямых солнечных лучей, и им тоже нужно найти
такое место, чтобы они смогли благоприятно расти и развиваться.
Тени продвигаются в обратном направлении от движения солнца - с запада на восток.
Самые длинные тени образуются при восходе и закате солнца, самые короткие - в полдень.
Планируя участок, не следует забывать о противопожарных нормах и с учетом «экс-
тремальных расстояний» планировать расстояния между сооружениями.
Расстояния между деревьями и сооружениями зависят, конечно, не только от противо-
пожарных или гигиенических требований. К примеру, садовую дорожку нужно сделать та-
кой ширины, чтобы на ней смогли разойтись, не мешая друг другу, два человека.
Приступая к самому процессу проектирования, нужно располагать основными сведе-
ниями об участке: его габаритах и форме, ориентации по сторонам
света, а также данными
обследования участка в натуре. Далее необходимо решить, что должно располагаться саду.
Планировку малого сада в целом должна отличать лаконичность, простота приемов, ес-
тественность, но даже при самых минимальных размерах важно обеспечить удобство ис-
пользования территории. С этой целью нужно продумать зонирование участка, выделив не-
сколько функциональных зон.
Назовем их условно так: входная, торговая, игровая, хозяйственная и зона отдыха.
Попробуйте составить простейшую схему зонирования вашего участка. Конечно, все зоны
участка имеют чисто условные границы, но желательно их изолировать друг от друга. Дос-
тигается это различными приемами планировки: введением живой изгороди из кустарника и
самой компоновкой сооружений на участке. Особенно важно отделить хозяйственную
зону,
в то время как остальные зоны участка могут объединяться.
Важно и правильно наметить трассы дорожек, соединяющих между собой все зоны и
постройки оборудования.
Ландшафтный проект может стать удачным, лишь, если его разработка была основана
на главных принципах и законах архитектурного построения пространства:
> Пропорциональность и единство частей.
> Ритм.
> Контраст.
> Перспектива.
> Равновесие.
> Цвет. Свет и тень.
5.2. Архитектурный рисунок
Специфика архитектурного чертежа такова, что в различных проектных ситуациях тре-
буется показать средствами архитектурного рисунка окружение - природную или предмет-
ную среду, в которой существует архитектурный объект. Архитектурный рисунок, оформ-
ляющий проектный чертеж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.
Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображениями при-
родного предметного окружения.
Длительный опыт общения с заказчиками убедил архитекторов в том, что для утвер-
ждения проекта недостаточно показать чертеж с ортогональным аксонометрическим или
перспективным изображением здания. Профессионально не подготовленному человеку не-
обходимо разъяснить, в каком окружении находится архитектурное сооружение, как оно со-
четается с природным или городским ландшафтом. Постепенно в архитектурной графике
укоренилась практика дополнять чертеж проекций здания рисунками деревьев, людей, жи-
вотных, средств транспорта и т. д.
К середине XVIII в. в архитектурную терминологию входит выражение антураж, ко-
торое ранее употреблялось для обозначения части графической или живописной компози-
58
ции, изображающей ландшафт. В буквальном переводе с французского «антураж» соответ-
ствует понятиям «окружение» или «обстановка». В современном архитектурном языке анту-
ражем называется изображение деталей пейзажа в проектном чертеже. Несколько позднее
входит в употребление немецкий термин стаффаж, обозначающий второстепенные детали,
не являющиеся основной темой изображения. В наше время стаффажем называют рисунки
людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, дополняющие композицию
проект-
ного чертежа.
В каждом конкретном случае проектная графика изменяется в зависимости от
цели
каждого отдельного чертежа, общего характера всей проектной экспозиции, техники испол-
нения чертежных проекций и деталей антуража и стаффажа. Выбор технических приемов
чертежной графики и деталей ее оформления - сложный процесс, который отличают свои
специфические особенности, характерные как для реального, так и для учебного проектиро-
вания.
Выбор техники исполнения предопределяет стиль, характер, структура антуража и
стаффажа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предмет-
ной частей помогает программировать технические приемы оформления чертежа. Исходным
критерием для выбора стилистики антуража и стаффажа служит характер чертежного испол-
нения проекций здания.
Антураж и стаффаж, выполненным фломастером, рапидографом. Если чертеж проек-
ций здания выполнен в четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графи-
ке с заливкой, то для исполнения деталей антуража и стаффажа следует выбрать рапидограф,
фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инструменты с маркировкой
толщины линий в 0,2; 0,25; 0,3; 0,4 мм.
Детали антуража и стаффажа могут носить свободный характер с исполнением конту-
ров рисунка от руки, но могут исполнятся и с применением чертежных инструментов - цир-
кулей, линеек, угольников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного
чертежа органично сочетается с графикой антуража и стаффажа. С
помощью этих инстру-
ментов легко получить чертежное или рисованное изображение с линиями одной толщины.
Рисунок деталей предметной и природной среды, выполненный рапидографом или флома-
стером, по характеру начертания линии и штриха напоминает чертежную
графику и, следо-
вательно, логично сосуществует с графикой чертежных проекций здания. Это сходство ста-
новится особенно заметным, если в чертежной графике архитектурных проекций и рисунке
деталей антуража и стаффажа и используется заливка части или всего силуэта рисунка.
Для рисунка с живыми линиями переменного нажима, с живописной штриховкой следует
использовать перо или кисть.
Однако каковы бы ни были технические приемы исполнения антуража и стаффажа -
исполняются они с помощью рукотворного рисунка или конструируются из деталей в техни-
ке летрасета - их качество зависит от умения компоновать чертеж, органично сочетать эле-
менты чертежных проекций и антуража, учитывать индивидуальную специфику компози-
ции каждого изображения.
Расположение деталей антуража и стаффажа и проекций сооружения.
На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компоновки де-
талей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже с его перспективным
или аксонометрическим изображением. Следует закреплять зрительную связь деталей анту-
ража и стаффажа с проекцией сооружения, располагать их на линии горизонта, пересекать их
контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа выявляет раз-
мер сооружения, создает впечатление реальной среды, окружающей здание.
Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа.
В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основ-
ное значение проекции архитектурного объекта заставляет с особым вниманием отнестись к
интенсивности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и
59
стаффажа. Густая связь линий, множество деталей затрудняют восприятие проекции архи-
тектурного объекта, отвлекают внимание зрителей. Антураж и детали стаффажа выполняют
свою основную задачу - помогают зрителю освоить идею архитектурного замысла.
Архитектор постоянно стремится к максимальной простоте, выразительности и инфор-
мативности эскиза, наброска, чертежа. На разных этапах архитектурного творчества приме-
няются различные по своим идеям и приемам виды графической техники, приемы поиска
идеи сооружения, ее разработки и окончательного графического изображения.
Для сознательного исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж, необ-
ходимо руководствоваться рядом ниже следующих правил, от соблюдения которых зависит
качество этого жанра.
1. Рисунок, оформляющий чертеж, служит прежде всего для выполнения качеств и свойств
архитектурного объекта. По этим причинам его детализация, насыщенность, условность
должны способствовать ясности восприятия архитектурной идеи.
2. Изображение деталей предметной и природной среды в архитектурном чертеже не может
повторять приемы рисунка на аналогичную тематику в книжной станковой графике, жи-
вописной композиции. В архитектурной графике изображается не точная копия объекта,
а его условная художественная проекция.
3. Условность и лаконизм архитектурного рисунка, оформляющего чертеж, отнюдь не
предполагают чрезмерное упрощение, элементарность изображения. Цель такого
рисунка - в достижении максимальной простоты, выразительности изображения, но не
его вульгаризации в виде людей - уродов или деревьев, похожих на тележное колесо.
4. Все детали антуража и
стаффажа должны учитывать соразмерность всех компонентов
изображения, главным мерилом которого является человек. Соразмерность с человеком
каждой фигуры графической композиции правильно ориентирует зрителя, создает еди-
ную шкалу размерностей рисунка. Для определения правильных размеров предметов не-
обходимо обязательно помещать в графическую композицию изображение человека,
имея в виду, что примерный
средний рост мужской фигуры 176-182 см (исходя из роста
модул ера Корбюзье). В соответствии с принятым размером мужской фигуры изобража-
ются женские фигуры высотой 160-165 см, фигуры подростков высотой 140-150 см; фи-
гуры детей высотой 100-120 см и согласуясь с этими размерами, фигур животных, ри-
сунки деревьев, автомобилей и т. д. Любое искажение соразмерностей изображаемых
предметов нарушает гармонию восприятия, целостность прочтения графической
композиции.
Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения. В их
начертании нет надобности абсолютно точного повторения копии изображаемого объекта,
необходимо лишь представит себе характер контура предмета, передать основной строй его
образа. Именно по этим причинам стилистика изображений деревьев, деталей рельефа и ар-
хитектурной застройки в архитектурном чертеже обладает особой выразительностью.
Причина этого явления в обозначении лишь условной аналогии предмета. Глаз рисовальщи-
ка не в состоянии отразить абсолютно точное соответствие рисунка и его натурного образца
и отображает лишь самые характерные очертания стволов и крон
деревьев; самые вырази-
тельные линии складок местности, самые общие контуры силуэта архитектурных сооруже-
ний. Умение обозначить простыми средствами суть образа предмета, выявить его опреде-
ляющие признаки, представить и изобразить предмет в любых ракурсах и поворотах состав-
ляет основу искусства рисунка антуража и стаффажа.
Условные рисунки фигур животных и людей. В архитектурном чертеже, ри-
сунке часто возникает необходимость максимального упрощения изображения с тем, чтобы
оно активнее
передавало авторскую идею. В этом случае изображение упрощается до уровня
знака, несет такую же информацию, как и иероглиф. Инструментом достижения этой цели
является сознательная условность - целенаправленное стремление организовать художест-
60
венный замысел максимально простыми средствами. Наипростейшим приемом конструиро-
вания условного изображения является уменьшение его величины. Чем меньше изображе-
ние, тем лаконичнее его контур, тем проще восприятие его знаковых качеств. В случае необ-
ходимости этот процесс можно проделать в обратном порядке, т.е. полученный в малом изо-
бражении результат увеличить до требуемых размеров.
Простота небольшого изображения не снижает качества передаваемой информации.
Чем условнее знак, тем в большей степени он способствует восприятию авторского замысла.
Не менее важным является умение соотносить сложность рисунка с его размером, что позво-
ляет грамотно конструировать графическую композицию, чувствовать степень насыщенно-
сти чертежа и рисунка.
Стилистика рисунка стаффажа и антуража. Одной из негативных сторон со-
временной проектной графики является ее безликость, отсутствие индивидуальностей,
стремление к изобразительным стереотипам. Изображение деталей антуража и стаффажа во
многих случаях должно учитывать характер стилистики чертежа. В архитектурной практике
нередко бывают обстоятельства, требующие изменения общепринятого стиля графики.
Причина такой стилевой трансформации обычно заключается в звучании архитектурной те-
мы, требующей совершенно определенного художественного выражения. В этом случае
проектный чертеж нельзя оформить традиционными приемами, необходимо учитывать ин-
дивидуальный стиль объекта и скоординировать с ним особенности рисунка, оформляющего
чертеж.
В изображении фигур людей и животных, деталей пейзажа, транспорта и оборудования
необходимо знать, что основа их грамотного отображения состоит в выразительности конту-
ра предмета. Именно контур фигуры человека и животного, контурное изображение автомо-
биля, экипажа отображает
основную суть образа предмета, и затем, в зависимости от мас-
штаба изображения, наполняется необходимым количеством существенных деталей.
Архитектор не может допускать ошибки в отображении логических
связей между предмета-
ми, окружающими архитектурный объект, ибо в этом случае восприятие композиционного
замысла деградирует, теряет содержание и смысл.
Только развитая фантазия, ясное представление объекта дает возможность изображать
любой предмет с любой необходимой точки зрения. Изображая предмет с различных точек
зрения необходимо учитывать изменение кривизны его очертаний в зависимости от избран-
ного ракурса, сокращение деталей, формы в поворотах объекта относительно плоскости изо-
бражения. Рисунок экипажа, автомобиля или корабля не должен напоминать его точное чер-
тежное изображение, он лишь является условной изобразительной «записью» образа кон-
кретного предмета.
В архитектурной графике чрезвычайно важно соблюсти меру детализации изображае-
мого элемента оформления чертежа. Если малое по масштабу изображение перегружено
лишними деталями, то происходит зрительная путаница, небольшой изобразительный эле-
мент приобретает излишнюю значимость, неоправданно привлекает к себе внимание.
Необходима такая мера детализации элемента изображения, которая лишь дополняет кон-
турные очертания объекта. Архитектурный рисунок должен очень простыми средствами, не
вдаваясь в подробности и опуская ненужные детали, несколькими штрихами передать стиль
изображаемого объекта. Примеры архитектурного рисунка даны в приложении 2.
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение качества проектирования и реализации проекта в натуре -актуальная задача
практики ландшафтной архитектуры в нашей стране. Насущная проблема создание рацио-
нально-организованной, эстетически осмысленной среды для удовлетворения рекреацион-
ных потребностей различных возрастных групп населения. Композиционные приемы и ху-
дожественные формы, используемые при проектировании элементов благоустройства, долж-
ны помогать людям удобно и хорошо отдыхать. Простота без обыденности - один из прин-
ципов, который должен быть положен в основу организации ланшафтных объектов.
Необходимо, чтобы в процессе обучения будущий архитектор, работая над объектом,
хорошо представлял себе те потенциальные возможности, которые дает конкретная ланд-
шафтная ситуация. Важно, чтобы студент развил в себе навыки - сомасштабности, целостно-
сти, экологической обусловленности каждого архитектурного объекта в качестве элемента
жизненной среды. Результаты сознательной организации среды обитания человека архитек-
турно- ландшафтными средствами активно воздействуют на образ жизни людей, их отноше-
ние к природе и предметной обстановке, влияет на формирование эстетических вкусов, что
представляется исключительно важным, поэтому дизайнер-архитектор должен быть образо-
ванным и ответственным.
Цели учебного пособия - обобщить опыт проектирования объектов ландшафтной архи-
тектуры и показать преемственность эстетических принципов в проектировании подобного
типа объектов и дать современные примеры этого вида искусства в разных странах
(приложение 1)
62
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные типы детских площадок (по возрасту).
2. На каком расстоянии размещаются детские площадки от подъездов и хозяйственных
площадок?
3. Сколько жилой зоны отдается под площадки отдыха?
4. Размер площадок для отдыха 2-3 человек?
5. Размер площадок для отдыха 8-10 человек?
6. Перечислите типы малых садов.
7. Что такое МАФ?
8. Типы (категории) МАФ.
9. К какому типу МАФ относятся перголы и трельяжи?
10. Назовите МАФ используемые как средства визуальной коммуникации.
11. Какие условия нужно учитывать при размещении игрового оборудования?
12. Перечислите материалы, используемые для изготовления игрового оборудования.
13. Назовите движущиеся игровые устройства.
14. Какова высоты качелей для младшего возраста? Для старшего?
15. Назовите 2 класса дорожек на жилых территориях.
16. Расстояние между светильниками на площадке отдыха 25x25 м
2
.
17. Что такое композиция?
18. Перечислите основные приемы (категории) композиции.
19. Расскажите о законах перспективы.
20. Назовите теплые и холодные цвета.
21. Какие цвета относятся к ахроматических? Какие к хроматическим?
22. Сколько раз в год меняется общий колорит пейзажа?
23. Что такое ритм?
24. назовите виды симметрии.
25. Что такое антураж и стаффаж?
63